Скачать Инструкция по охране труда для авиационного механика по планеру и двигателям
Тип: Инструкция по охране труда, Инструкция по профессии
Дата добавления: 05.03.2025 г.
Размер файла: 34,54 KB
Файл: docx
Скачиваний: 0
Для скачивания документа нажмите на кнопку скачать. Скачивание начнется автоматически.
Скачивание документов доступно только для зарегистрированных пользователей.
Вход на сайт
Получить комплект документации на 2025 год (Более 190 документов ЛНА, 44 чек листа, 46 форм наряд допусков и образцов заполнения к ним).
Предварительный просмотр текста документа
Инструкция по охране труда для авиационного механика по планеру и двигателям
1. Область применения
1.2. Настоящая инструкция по охране труда для авиационного механика по планеру и двигателям разработана на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:
1) изучения видов работ авиационного механика по планеру и двигателям;
2) результатов специальной оценки условий труда;
3) анализа требований профессионального стандарта;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных при работе авиационного механика по планеру и двигателям;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев произошедших с авиационными механиками по планеру и двигателям;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ авиационным механиком по планеру и двигателям.
1.3. Выполнение требований настоящей инструкции обязательны для авиационного механика ООО «Альфа» по планеру и двигателям при выполнении им трудовых обязанностей независимо от их квалификации и стажа работы.
2. Нормативные ссылки
2.1. Инструкция разработана на основании следующих документов и источников:
2.1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;;
2.1.2. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда от 15.12.2020 № 903н;
2.1.3. Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».
3. Общие требования охраны труда
3.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда для авиационного механика по планеру и двигателям.
3.2. Авиационному механику по планеру и двигателям необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
3.3. К работе авиационным механиком по планеру и двигателям допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальное обучение, прошедшие:
медицинский осмотр;
вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
обучение по охране труда, в том числе, обучение и проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ;
обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме соответствующей группы по электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве, микроповреждениях (микротравмах), произошедших при выполнении работ;
обучение и проверку знаний по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
стажировку на рабочем месте (продолжительностью не менее 2 смен);
обучение мерам пожарной безопасности;
допущенные в установленном порядке к самостоятельной работе.
3.4. Работник должен иметь II группу по электробезопасности.
3.5. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ.
3.6. Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при:
а) изменениях в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
б) изменении должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
в) изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
г) выявлении дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
д) требовании должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении нарушений требований охраны труда;
е) произошедших авариях и несчастных случаях на производстве;
ж) перерыве в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
з) решении работодателя.
3.7. Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ в следующих случаях:
а) перед проведением работ, выполнение которых допускается только под непрерывным контролем работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, на производство которых в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов на производство работ;
б) перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, а также непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
в) перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными (производственными) инструкциями, в том числе вне цеха, участка, погрузочно-разгрузочных работ, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
г) перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
д) в иных случаях, установленных работодателем.
3.8. Работник, не прошедший своевременно инструктажи, обучение и проверку знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускается.
3.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
3.10. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
3.11. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
3.12. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
3.12.1. Работник обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.
3.13. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.
3.13.1. Авиационный механик по планеру и двигателям обязан соблюдать режимы труда и отдыха.
3.13.2. Продолжительность ежедневной работы, перерывов для отдыха и приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа», утвержденными приказом директора ООО «Альфа» от 01.01.2021г. № 003.
3.13.3. Время начала и окончания смены, время и место для отдыха и питания, устанавливаются по графикам сменности распоряжениями руководителей подразделений.
3.13.4 Авиационный механик по планеру и двигателям должен выходить на работу своевременно, отдохнувшим, подготовленным к работе.
3.14. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.
3.14.1. На авиационного механика по планеру и двигателям возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
движущиеся спецмашины, самоходные и перемещаемые в ручную машины и механизмы, а также их подвижные и незащищенные части;
подвижные, выступающие и незащищенные части и элементы конструкции ВС;
падающие изделия, детали, запчасти, инструмент, материалы и другие различные приспособления при выполнении как наземных, так и параллельно выполняемых работ по техническому обслуживанию ВС;
расположение рабочего места или рабочей зоны на значительной высоте (более 1,8 м) относительно земли;
истекающие струи газов или жидкостей из сосудов и агрегатов систем ВС, работающих под давлением;
воздушные потоки или предметы, попавшие в струю выходящих газов при работе двигателей ВС;
вредные химические вещества, входящие в состав горюче-смазочных материалов, спецжидкостей, смазок, герметиков и лакокрасочных материалов;
повышенная температура на поверхностях агрегатов или деталях (элементы конструкции шасси после посадки, двигателей);
повышенная или пониженная температура поверхности обшивки планера в условиях низкой или высокой температуры наружного воздуха;
повышенное скольжение, вследствие обледенения, увлажнения или обмасливания поверхностей планера, трапов, лестниц и стремянок;
загромождение рабочих мест инструментом, запчастями, агрегатами, материалами и др.
опасность возникновения пожара или задымления, связанного с применением ГСМ во время наземного обслуживания ВС;
повышенный уровень шума при рулении, взлёте и посадке ВС, от работающих двигателей, ВСУ и др. систем самолёта;
повышенная загазованность в отсеках ВС от работы спецтехники, испарения от применяемых ГСМ и авиатоплива и др.
недостаточная освещенность в отсеках ВС;
недостаточная освещенность рабочего места при обслуживании систем ВС;
наличие на ВС различных источников, имеющих электропитание;
наличие на ВС агрегатов и материалов - источников электро-, радио- и радиационного излучения.
3.14.2. В качестве опасностей, в соответствии с перечнем профессиональных рисков и опасностей ООО «Альфа», представляющих угрозу жизни и здоровью работников, при выполнении работ могут возникнуть следующие риски:
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния;
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым пола (косвенный контакт);
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара.
3.15. Перечень специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.15.1. При выполнении работ работник обеспечивается СИЗ и смывающими средствами в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам ООО «Альфа», утвержденными приказом директора от 01.09.2023г. №002.
3.15.2. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.15.3. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
3.15.4. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
3.16. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.
3.16.1. При возникновении несчастного случая пострадавший должен постараться привлечь внимание кого-либо из работников к произошедшему событию, при возможности, сообщить о произошедшем начальнику отдела (для сообщения используют телефон 71-16), любым доступным для этого способом и обратиться в здравпункт (при наличии).
3.16.2. Авиационный механик по планеру и двигателям должен немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления.
3.16.3. При обнаружении в зоне работы несоответствий требованиям охраны труда (неисправность оборудования, приспособлений, неогороженный проём, оголенные провода и т.д.) немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.
3.17. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
3.17.1. Для сохранения здоровья работник должен соблюдать личную гигиену.
3.17.2. При работе с веществами, вызывающими раздражения кожи рук, следует пользоваться защитными перчатками, защитными кремами, очищающими пастами, а также смывающими и дезинфицирующими средствами.
3.17.3. Перед приемом пищи обязательно мыть руки теплой водой с мылом.
3.17.4. Для питья употреблять воду из диспенсеров, чайников.
3.17.5. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
4. Требования охраны труда перед началом работы
4.1. Порядок подготовки рабочего места.
4.1.1. Проверить работу местной вытяжной вентиляции.
4.1.2. Проверить наличие и исправность оборудования, инструмента, приспособлений, измерительных приборов, удобно разместить их.
4.1.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
произвести его осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
проверить наличие и исправность ограждений и предохранительных устройств;
проверить наличие сигнальных средств;
проверить наличие противопожарных средств, аптечки;
проверить исправность лестниц, стремянок, средств подмащивания, обеспечить их надежную установку;
установить последовательность выполнения операций.
4.1.4. Проверить внешним осмотром:
отсутствие свисающих оголенных проводов;
достаточность освещения рабочего места;
надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом);
отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, масляных пятен и др.).
4.1.5. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
4.2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).
4.2.1. Перед началом работы работник обязан проверить исправность и комплектность исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов).
4.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования.
4.3.1. Перед началом работы работник обязан надеть положенные спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, предварительно проведя их осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ. При выявлении несоответствий проинформировать непосредственного руководителя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже.
4.4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
4.4.1. Осмотреть рабочее место, убрать посторонние предметы, освободить проходы, проверить наличие знаков безопасности.
4.4.2. Проверить исправность стремянок, трапов и другого наземного оборудования, правильность установки под колеса шасси упорных колодок и их сблокированность.
4.4.3. Обесточить и заземлить летательный аппарат перед заправкой его топливом, маслами, специальными жидкостями и газами.
4.4.4. Проверить исправность грузоподъемных средств, в том числе гидравлических подъемников и их грузоподъемность по бирке-паспорту, укрепленному на грузоподъемном устройстве, или по регистрационной (инвентарной) табличке проверить, соответствует ли разрешенная грузоподъемность данного устройства массе груза, предназначенного для подъема.
4.4.5. Убедиться в том, что стреляющий механизм катапультных сидений, механизмы аварийного сброса фонаря, спецгрузов и баков, механизмы отката сидений и выброса парашютов, а также кнопки стрельбы оружия закрыты предохранительными колпачками (скобами) и законтрены; ручки переключателя крана шасси, щитков, закрылков находятся в нейтральном положении на защелке; все выключатели и автоматы защиты сети, вооружения, электро-, радио- и приборного оборудования установлены в положении "Выключено"; цепь взрыва системы опознавания выключена (предохранительная чека вставлена), инерционный замыкатель находится во взведенном положении; около летательного аппарата установлены средства ограждения перед проверкой высокочастотного радиоэлектронного оборудования.
4.4.6. При выполнении работ повышенной опасности иметь при себе наряд-допуск на право выполнения этих работ.
4.4.7. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
4.4.8. Проверить и подготовить к работе необходимый инструмент и убедиться в его исправности.
4.4.9. Ознакомиться с состоянием и режимом работы оборудования путем осмотра.
4.4.10. Убедиться в наличии материалов, инструментов, снаряжений, СИЗ.
4.4.11. Проверить наличие аптечки для оказания первой помощи.
4.4.12. При выявленных недостатках и нарушениях сообщить руководителю и приступать к работе после их устранения.
4.5. При работе авиационный механик по планеру и двигателям не должен приступать к работе, если условия труда не соответствуют требованиям по охране труда или другим требованиям, регламентирующим безопасное производство работ, а также без получения целевого инструктажа по охране труда при выполнении работ повышенной опасности, несвойственных профессии работника разовых работ, работ по устранению последствий инцидентов и аварий, стихийных бедствий и при проведении массовых мероприятий.
5. Требования охраны труда во время работы
5.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.
5.1.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
5.1.2. Выполнять только ту работу, по которой пройдено обучение, получен инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
5.1.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
5.1.4. Работать в установленной спецодежде, спецобуви, правильно применять средства индивидуальной защиты.
5.1.5. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
5.1.6. Поддерживать на рабочем месте порядок, не допускать загромождения материалами, оборудованием и отходами производства, не допускать разлива горюче-смазочных материалов и воды (в случае разлива нефтепродуктов и других жидкостей немедленно убрать и насухо протереть место разлива).
5.1.7. Входить и выходить из кабины отсеков и грузовых люков летательного аппарата только по специальным стремянкам.
5.1.8. Не допускать столкновения стремянок с другими предметами (стремянками) при передвижении их с одного места на другое.
5.1.9. Перемещение стремянок производить плавно, без рывков, избегая перекатывание колес стремянок через электрические кабели (при перемещении стремянок зимой на всем пути передвижения необходимо расчистить снег, лед).
5.1.10. Устанавливать стремянки так, чтобы исключалось их самопроизвольное перемещение, используя для этого специальные тормозные башмаки или устройства, предусмотренные в конструкции стремянки.
5.1.11. Устанавливать правильно грузоподъемные средства в соответствии с поднимаемым грузом.
5.1.12. Правильно крепить стропы, траверсы.
5.1.13. Убедиться в отсутствии посторонних лиц в опасной зоне, где проводятся работы по снятию и установке двигателей или других агрегатов и узлов летательного аппарата.
5.1.14. Запрещается:
пользоваться неисправными стремянками;
работать стоя на ограждении стремянки, а также устанавливать стремянки на доски, ящики и другие предметы;
передвигать стремянки с места на место при наличии на них людей или каких-либо предметов (ящиков с инструментом, ведер, агрегатов и др.);
стоять одновременно на двух стремянках, расположенных рядом, и укладывать на их ступени доски, щиты для переходов с одной стремянки на другую;
сбрасывать со стремянки какие-либо предметы и инструмент;
использовать стремянки, загрязненные горючим и смазочными материалами и другими веществами, а также стремянки, покрытые снегом и обледеневшие;
убирать и выпускать шасси, закрылки, тормозные щитки и изменять положение крыла без предупреждения (команды), доведенного до всего личного состава, находящегося около летательного аппарата или внутри его;
находиться под поднятым грузом; и) использовать грузоподъемные средства для подъема людей и производить с них работы на высоте (стабилизатор, киль и др.).
5.1.15. При заправке летательного аппарата топливом через заливные горловины необходимо:
заправку производить в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации данного типа летательного аппарата;
обесточить бортовую электросеть летательного аппарата;
заземлить летательный аппарат, топливозаправщик и раздаточный пистолет заправщика (для снятия заряда статического электричества);
удалить разлитое при заправке топливо с летательного аппарата с помощью хлопчатобумажной салфетки или ветоши, а с бетонного покрытия — песка (опилок).
5.1.16. При заправке летательного аппарата топливом запрещается:
производить заправку топливом во время грозы и внутри помещения цеха;
производить заправку летательного аппарата при наличии неисправностей в топливной системе;
производить работы, вызывающие новообразование или требующие применения открытого огня, на расстоянии ближе 25 м от летательного аппарата;
выполнять работы на летательном аппарате, не связанные с его заправкой;
пользоваться переносным светильником не взрывозащищенного исполнения.
5.1.17. При пуске и работе двигателя необходимо:
получить разрешение у авиационного механика по планеру и двигателям на подключение источников электропитания и пуск двигателя;
— убрать от летательного аппарата стремянки, стенды, подъемники и другое оборудование (имущество) и подмести площадку под летательным аппаратом;
проверить правильную установку швартовочных тросов и тормозных колодок под колесами летательного аппарата, наличие и исправность средств пожаротушения;
при появлении дыма или получении сигнала от члена бригады, принимающего участие в пуске двигателя, передать это экипажу летательного аппарата.
5.1.18. При пуске и работе двигателя запрещается: выполнять на работающем двигателе работы, которые не предусмотрены инструкцией по технической эксплуатации летательного аппарата; находиться и проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивных сопел, на расстоянии менее 50-100 м (в зависимости от типа летательного аппарата), а также в плоскости вращения воздушного винта и в зоне вращения рулевого винта вертолета.
5.1.19. При техническом обслуживании авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) необходимо:
обеспечить меры предосторожности, предупреждающие вредное воздействие на людей излучения высокой частоты;
после выполнения работ за приборными досками проверять работоспособность анероидно-мембранных приборов, герметичность систем полного и статического давления, не допуская нарушения установленных ЭД требований к изменению давления в трубопроводах систем в ходе проверки;
при продувке трубопроводов систем полного и статического давления отсоединить от них все приборы и устройства;
изолировать концы электропроводов, закрывать клеммные колодки, распределительные устройства;
устанавливать предохранители, АЗС в электрических цепях только на силу тока, предусмотренную электросхемой;
снимать с изделий упаковку и предохранительные устройства только непосредственно перед их установкой или перед проверкой;
не допускать изгибов гибких валиков радиусом менее 150 мм;
обеспечивать своевременную проверку и испытания баллонов (кислородные баллоны, в которых давление снижено до атмосферного, допускают к последующей эксплуатации после двух- , трехкратной промывки кислородом и последующей зарядки до рабочего давления. При неиспользовании кислорода, находящегося в системе и переносных баллонах в течение 6 месяцев, производят их перезарядку);
сращивать поврежденные провода электрической сети только горячей пайкой (без применения кислот) или соединять под давлением. Сращивание нескольких проводов в одном сечении не допускается. Замену участков электропроводов сети (цепи) выполнять только из целых проводов того же типа. Площадь сечения нового провода должна быть равна площади сечения заменяемого, как исключение допускается использование провода ближайшей большей площади сечения;
транспортировку пиротехнических средств (пиропатронов, детонаторов, светосигнальных ракет) осуществлять в металлической таре, оборудованной гнездами, исключающими соударения средств и накол их капсюлей;
после демонтажно-монтажных и восстановительных работ в электроцепях управления электромеханизмами триммеров (триммерного эффекта) и полетных загружателей, рулевых машин автопилота и их тросовой проводки правильность функционирования указанных устройств проверять совместно со специалистами по обслуживанию планера;
ремонт изделий АиРЭО и проверку их на соответствие НТП производить при наличии утвержденной документации, проверочных установок, КПА, инструмента и подготовленных специалистов;
контроль работоспособности и соответствия НТП систем и приборов, имеющих гироскопические устройства, осуществлять после установленного для них времени прогрева;
геодезические отметки координат местоположения и азимута для подготовки инерционных систем определять на стоянке;
учет времени использования (остатка) носителя информации (для бортовых регистраторов полетной информации с ограниченным запасом носителя) вести в бортовом журнале. Порядок возврата неиспользованного носителя информации бортового регистратора определяется авиапредприятием.
5.1.20. При техническом обслуживании АиРЭО запрещается:
включать бортовую сеть или электропитание системы при наличии предупреждающего вымпела;
включать и выключать источники электроэнергии и проверять электрооборудование в процессе заправки или слива топлива;
выключать электропитание мембранно-анероидных приборов и систем воздушных сигналов при наличии в их трубопроводах разрежения или избыточного давления;
присоединять и рассоединять штепсельные разъемы источников аэродромного электропитания под нагрузкой;
использовать бортовые аккумуляторные батареи, имеющие заряд менее установленного ЭД, совместное хранение, обслуживание и зарядку кислотных и щелочных аккумуляторных батарей;
хранить исправные батареи на судне при низких температурах окружающего воздуха сверх установленного ЭД времени;
вносить изменения в схему соединений оборудования и заменять аппаратуру, приборы, их детали и электропроводку одного типа (марки) на изделия другого типа (марки, модификации), если это не предусмотрено эксплуатационной документацией;
изменять площадь сечения перемычек металлизации, длину компенсационных проводов термометров, нарушать прибортовку жгутов, допускать касание проводов с деталями изделий, имеющих высокую температуру;
устанавливать на электрические машины щетки, не соответствующие требованиям ЭД;
хранить приборы и изделия вместе с кислотами, щелочами и другими химикатами;
работать с кислородным оборудованием без принятия мер, исключающих его контакт с энергоактивными средствами, масложировыми веществами, кислотами, другими газами;
применять при ТО изделий кислородной системы отличающиеся от указанных в ЭД инструмент, припои и смазки, отсоединять зарядные шланги до стравливания из них кислорода;
хранить баллоны, заряженные кислородом, вместе с баллонами для других газов, с емкостями для кислот и жировых веществ;
использовать наждачную бумагу для чистки контакторов, коллекторов, а также для притирки щеток;
крепить жгуты электропроводки к трубопроводам кислородной, топливной, масляной, гидравлической и других систем;
паять провода в отсеках, где расположены топливные баки, и в местах, где только что проводилась промывка горючими жидкостями;
подключать под один контактный болт более трех проводов, а также провода, значительно отличающиеся по площади сечения;
применять мегаомметры для проверки оборудования, в цепях которого имеются конденсаторы (во избежание их пробоя);
устанавливать неопломбированные лентопротяжные механизмы (накопители, запасные кассеты) бортовых регистраторов полетной информации.
5.1.21. При буксировке аппарата:
произвести отключение и убрать наземное оборудование от летательного аппарата;
проверить отсутствие посторонних людей на летательном аппарате и в зоне его буксировки;
убедиться в исправности буксировочного приспособления и правильности его присоединения;
проверить исправность тормозной системы летательного аппарата и переговорного устройства;
убедиться в надежности прилегания заземляющих устройств летательного аппарата к покрытию рулежной дорожки;
включить аэронавигационные огни, а на тягаче фары и габаритные огни во время буксировки в условиях плохой видимости и ночью;
немедленно затормозить летательный аппарат и тягач по команде «С топ», полученной от любого лица, участвующего в буксировке;
при получении команды «Стоп» авиационный механик по планеру и двигателям, находящийся на тягаче, передает команду водителю, который должен плавно остановить тягач, а авиационный механик по планеру и двигателям, находящийся в кабине летательного аппарата, произвести торможение колес шасси (аварийными тормозами разрешается пользоваться только в исключительных случаях, когда создается явно угрожающее положение личному составу или летательному аппарату).
5.1.22. При буксировке аппарата запрещается:
допускать к тягачу лиц, не имеющих непосредственного отношения к буксировке;
поправлять во время буксировки крепление буксировочного приспособления;
держаться руками непосредственно за буксировочный трос для натягивания его при ослаблении;
садиться в кабину летательного аппарата или в кузов тягача и высаживаться при их движении;
стоять на подножке, сидеть на бортах тягача, идти впереди колес тягача и летательного аппарата;
производить буксировку при отсутствии давления или неисправной тормозной системе летательного аппарата и тягача.
5.1.23. При заправке летательного аппарата сжатым воздухом, азотом необходимо:
убедиться в том, что баллоны воздухозаправщика (азотозаправщика), доставленные к летательному аппарату для зарядки его систем сжатым воздухом (азотом), имеют соответствующий цвет и надписи (воздушные баллоны – черный цвет и надпись белой краской «Сжатый воздух», а азотные баллоны – черный цвет и надпись желтой краской «Азот»);
перемещать баллоны на небольшие расстояния с помощью тележки или путем перекатывания при вертикальном или слегка наклоненном положении баллона;
присоединять надежно зарядные шланги к летательному аппарату и баллону;
открывать вентили баллонов медленно, без рывков и стравливать давление в шланге до его отсоединения от летательного аппарата (не допускать открывания вентилей баллонов ударами по ним молотком или другим металлическим предметом);
производить зарядку пневматиков колес от воздухозаправщика или воздушных баллонов только с помощью специального приспособления с редуктором.
5.1.24. При проверке кабин на герметичность авиационный механик по планеру и двигателям обязан:
убедиться в отсутствии людей в кабинах;
прекратить проверку при возникновении деформаций обшивки или появлении треска;
повышать давление в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации летательного аппарата.
5.1.25. При проверке кабины на герметичность запрещается:
находиться во время проверки у стекол фонаря, входных люков и дверей;
устранять дефекты и подтягивать болты при наличии избыточного давления в кабинах;
отвлекаться на выполнение других работ во время испытания.
5.1.26. При подогреве силовой установки летательного аппарата моторными подогревателями, авиационный механик по планеру и двигателям обязан:
убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов топливной и масляной систем;
проверить наличие средств пожаротушения и готовность их к применению;
контролировать исправность работы подогревателя и его приборов.
5.1.27. При подогреве силовой установки запрещается:
производить розжиг подогревателя ближе 25 м от летательного аппарата;
устанавливать работающий подогреватель ближе 8-10 м от летательного аппарата;
присоединять рукава к подогревателю до выхода его на установленный режим работы.
5.1.28. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения инструментом, приспособлениями, прочими предметами.
5.1.29. Не загромождать рабочее место, проходы и проезды к нему, проходы между оборудованием, стеллажами, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем и др.
5.1.30. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
5.1.31. В случае обнаружения неисправности, отключить оборудование и поставить в известность руководителя.
5.1.32. Все работы производить в соответствии с технологическими регламентами.
5.1.33. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства предприятия, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, а также предписания представителей органов государственного надзора.
5.1.34. Во время работы работник должен вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
5.1.35. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, коробки и т. п.), оборудование и приспособления.
5.1.36. Соблюдать правила поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях.
5.1.37. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность своего руководителя и обратиться к врачу.
5.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).
5.2.1. Работник должен применять исправные оборудование и инструмент, сырье и заготовки, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. При производстве работ по выполнению технологических (рабочих) операций быть внимательным, проявлять осторожность.
5.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.
5.3.1. Авиационный механик по планеру и двигателям должен поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
5.4. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
5.4.1. При ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя, обратиться в ближайший здравпункт.
5.5. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
5.5.1. Работник обязан:
эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ;
вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.
6. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
6.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.
6.1.1. При выполнении работ авиационным механиком по планеру и двигателям возможно возникновение следующих аварийных ситуаций:
повреждения и дефекты в конструкции зданий, по причине физического износа, истечения срока эксплуатации;
поражение электрическим током, по причине неисправности электроприборов;
технические проблемы с оборудованием, по причине высокого износа оборудования;
возникновение очагов пожара, по причине нарушения требований пожарной безопасности.
6.2. Действия работника при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
6.2.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
6.2.2. При появлении неисправностей, указанных в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя, немедленно остановить оборудование.
6.2.3. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, авиационный механик по планеру и двигателям должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
6.2.4. При появлении течи горючего, спецжидкостей и масел из систем обесточить летательный аппарат, закрыть вентили кислородных систем (если открыты), вызвать не заполненный топливом (маслом) заправщик и до его прибытия организовать сбор вытекающего топлива (масла), спецжидкостей в подручные емкости (бидоны, поддоны, ведра и т.п.).
6.2.5. В случае обнаружения утечки кислорода закрыть в кабине вентили кислородных систем летательного аппарата и вызвать специалиста по кислородному оборудованию.
6.2.6. При возникновении пожара на летательном аппарате отключить источники электропитания, вызвать пожарную службу и приступить к его тушению имеющимися средствами (при возможности, принять меры по отбуксированию загоревшегося летательного аппарата в безопасное место).
6.2.7. При обнаружении на металлических частях оборудования напряжения (ощущение действия электротока) необходимо отключить оборудование от сети и доложить своему руководителю.
6.2.8. Запрещается применять воду и пенные огнетушители для тушения электропроводок и оборудования под напряжением, так как пена является хорошим проводником электрического тока. Для этих целей используются углекислотные и порошковые огнетушители.
6.2.9. При обнаружении дыма и возникновении пожара немедленно объявить пожарную тревогу, принять меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, поставить в известность своего руководителя. При необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
6.2.10. В условиях задымления и наличия огня в помещении передвигаться вдоль стен, согнувшись или ползком; для облегчения дыхания рот и нос прикрыть платком (тканью), смоченной водой; через пламя передвигаться, накрывшись с головой верхней одеждой или покрывалом, по возможности облиться водой, загоревшуюся одежду сорвать или погасить.
6.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
6.3.1. При несчастном случае, микротравме необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
6.3.2. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем - шину.
6.3.3 При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении - наложить жгут.
6.3.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
6.4. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
7. Требования охраны труда по окончании работы
7.1. Порядок приема и передачи смены.
7.1.1. По окончании работы авиационный механик по планеру и двигателям должен выключить офисное оборудование и отсоединить сетевой шнур от электрической сети.
7.1.2. Авиационный механик по планеру и двигателям должен привести в порядок рабочее место, убрать в установленное место документы, носители информации.
7.2. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования.
7.2.1. Отключить оборудование, переносные светильники от источников питания и убрать их в установленное место.
7.2.2. Проверить наличие инструмента, убрать его в специальную сумку (ящик) и сдать в инструментальную кладовую.
7.2.3. Убрать от летательного аппарата используемые в работе приспособления, оборудование (подъемники, стремянки и т.д.) на установленное для них место.
7.2.4. Мусор и грязную ветошь вынести в отведенное место, места разлитых горючесмазочных материалов убрать и протереть.
7.2.5. Заземлить и зачехлить летательный аппарат.
7.3. Порядок уборки рабочего места.
7.3.1. После окончания работ убрать рабочее место и привести в порядок используемое в работе оборудование.
7.4. Требования соблюдения личной гигиены.
7.4.1. По окончанию работ работник должен вымыть руки теплой водой с мылом.
7.5. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
7.5.1. Об окончании работы и всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
7.6. Выйти с территории предприятия через проходную.
1. Область применения
1.2. Настоящая инструкция по охране труда для авиационного механика по планеру и двигателям разработана на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:
1) изучения видов работ авиационного механика по планеру и двигателям;
2) результатов специальной оценки условий труда;
3) анализа требований профессионального стандарта;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных при работе авиационного механика по планеру и двигателям;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев произошедших с авиационными механиками по планеру и двигателям;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ авиационным механиком по планеру и двигателям.
1.3. Выполнение требований настоящей инструкции обязательны для авиационного механика ООО «Альфа» по планеру и двигателям при выполнении им трудовых обязанностей независимо от их квалификации и стажа работы.
2. Нормативные ссылки
2.1. Инструкция разработана на основании следующих документов и источников:
2.1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;;
2.1.2. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда от 15.12.2020 № 903н;
2.1.3. Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».
3. Общие требования охраны труда
3.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда для авиационного механика по планеру и двигателям.
3.2. Авиационному механику по планеру и двигателям необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
3.3. К работе авиационным механиком по планеру и двигателям допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальное обучение, прошедшие:
медицинский осмотр;
вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
обучение по охране труда, в том числе, обучение и проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ;
обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме соответствующей группы по электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве, микроповреждениях (микротравмах), произошедших при выполнении работ;
обучение и проверку знаний по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
стажировку на рабочем месте (продолжительностью не менее 2 смен);
обучение мерам пожарной безопасности;
допущенные в установленном порядке к самостоятельной работе.
3.4. Работник должен иметь II группу по электробезопасности.
3.5. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ.
3.6. Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при:
а) изменениях в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
б) изменении должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
в) изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
г) выявлении дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
д) требовании должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении нарушений требований охраны труда;
е) произошедших авариях и несчастных случаях на производстве;
ж) перерыве в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
з) решении работодателя.
3.7. Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ в следующих случаях:
а) перед проведением работ, выполнение которых допускается только под непрерывным контролем работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, на производство которых в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов на производство работ;
б) перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, а также непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
в) перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными (производственными) инструкциями, в том числе вне цеха, участка, погрузочно-разгрузочных работ, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
г) перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
д) в иных случаях, установленных работодателем.
3.8. Работник, не прошедший своевременно инструктажи, обучение и проверку знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускается.
3.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
3.10. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
3.11. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
3.12. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
3.12.1. Работник обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.
3.13. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.
3.13.1. Авиационный механик по планеру и двигателям обязан соблюдать режимы труда и отдыха.
3.13.2. Продолжительность ежедневной работы, перерывов для отдыха и приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа», утвержденными приказом директора ООО «Альфа» от 01.01.2021г. № 003.
3.13.3. Время начала и окончания смены, время и место для отдыха и питания, устанавливаются по графикам сменности распоряжениями руководителей подразделений.
3.13.4 Авиационный механик по планеру и двигателям должен выходить на работу своевременно, отдохнувшим, подготовленным к работе.
3.14. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.
3.14.1. На авиационного механика по планеру и двигателям возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
движущиеся спецмашины, самоходные и перемещаемые в ручную машины и механизмы, а также их подвижные и незащищенные части;
подвижные, выступающие и незащищенные части и элементы конструкции ВС;
падающие изделия, детали, запчасти, инструмент, материалы и другие различные приспособления при выполнении как наземных, так и параллельно выполняемых работ по техническому обслуживанию ВС;
расположение рабочего места или рабочей зоны на значительной высоте (более 1,8 м) относительно земли;
истекающие струи газов или жидкостей из сосудов и агрегатов систем ВС, работающих под давлением;
воздушные потоки или предметы, попавшие в струю выходящих газов при работе двигателей ВС;
вредные химические вещества, входящие в состав горюче-смазочных материалов, спецжидкостей, смазок, герметиков и лакокрасочных материалов;
повышенная температура на поверхностях агрегатов или деталях (элементы конструкции шасси после посадки, двигателей);
повышенная или пониженная температура поверхности обшивки планера в условиях низкой или высокой температуры наружного воздуха;
повышенное скольжение, вследствие обледенения, увлажнения или обмасливания поверхностей планера, трапов, лестниц и стремянок;
загромождение рабочих мест инструментом, запчастями, агрегатами, материалами и др.
опасность возникновения пожара или задымления, связанного с применением ГСМ во время наземного обслуживания ВС;
повышенный уровень шума при рулении, взлёте и посадке ВС, от работающих двигателей, ВСУ и др. систем самолёта;
повышенная загазованность в отсеках ВС от работы спецтехники, испарения от применяемых ГСМ и авиатоплива и др.
недостаточная освещенность в отсеках ВС;
недостаточная освещенность рабочего места при обслуживании систем ВС;
наличие на ВС различных источников, имеющих электропитание;
наличие на ВС агрегатов и материалов - источников электро-, радио- и радиационного излучения.
3.14.2. В качестве опасностей, в соответствии с перечнем профессиональных рисков и опасностей ООО «Альфа», представляющих угрозу жизни и здоровью работников, при выполнении работ могут возникнуть следующие риски:
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния;
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым пола (косвенный контакт);
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара.
3.15. Перечень специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.15.1. При выполнении работ работник обеспечивается СИЗ и смывающими средствами в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам ООО «Альфа», утвержденными приказом директора от 01.09.2023г. №002.
3.15.2. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.15.3. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
3.15.4. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
3.16. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.
3.16.1. При возникновении несчастного случая пострадавший должен постараться привлечь внимание кого-либо из работников к произошедшему событию, при возможности, сообщить о произошедшем начальнику отдела (для сообщения используют телефон 71-16), любым доступным для этого способом и обратиться в здравпункт (при наличии).
3.16.2. Авиационный механик по планеру и двигателям должен немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления.
3.16.3. При обнаружении в зоне работы несоответствий требованиям охраны труда (неисправность оборудования, приспособлений, неогороженный проём, оголенные провода и т.д.) немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.
3.17. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
3.17.1. Для сохранения здоровья работник должен соблюдать личную гигиену.
3.17.2. При работе с веществами, вызывающими раздражения кожи рук, следует пользоваться защитными перчатками, защитными кремами, очищающими пастами, а также смывающими и дезинфицирующими средствами.
3.17.3. Перед приемом пищи обязательно мыть руки теплой водой с мылом.
3.17.4. Для питья употреблять воду из диспенсеров, чайников.
3.17.5. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
4. Требования охраны труда перед началом работы
4.1. Порядок подготовки рабочего места.
4.1.1. Проверить работу местной вытяжной вентиляции.
4.1.2. Проверить наличие и исправность оборудования, инструмента, приспособлений, измерительных приборов, удобно разместить их.
4.1.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
произвести его осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
проверить наличие и исправность ограждений и предохранительных устройств;
проверить наличие сигнальных средств;
проверить наличие противопожарных средств, аптечки;
проверить исправность лестниц, стремянок, средств подмащивания, обеспечить их надежную установку;
установить последовательность выполнения операций.
4.1.4. Проверить внешним осмотром:
отсутствие свисающих оголенных проводов;
достаточность освещения рабочего места;
надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом);
отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, масляных пятен и др.).
4.1.5. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
4.2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).
4.2.1. Перед началом работы работник обязан проверить исправность и комплектность исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов).
4.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования.
4.3.1. Перед началом работы работник обязан надеть положенные спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, предварительно проведя их осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ. При выявлении несоответствий проинформировать непосредственного руководителя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже.
4.4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
4.4.1. Осмотреть рабочее место, убрать посторонние предметы, освободить проходы, проверить наличие знаков безопасности.
4.4.2. Проверить исправность стремянок, трапов и другого наземного оборудования, правильность установки под колеса шасси упорных колодок и их сблокированность.
4.4.3. Обесточить и заземлить летательный аппарат перед заправкой его топливом, маслами, специальными жидкостями и газами.
4.4.4. Проверить исправность грузоподъемных средств, в том числе гидравлических подъемников и их грузоподъемность по бирке-паспорту, укрепленному на грузоподъемном устройстве, или по регистрационной (инвентарной) табличке проверить, соответствует ли разрешенная грузоподъемность данного устройства массе груза, предназначенного для подъема.
4.4.5. Убедиться в том, что стреляющий механизм катапультных сидений, механизмы аварийного сброса фонаря, спецгрузов и баков, механизмы отката сидений и выброса парашютов, а также кнопки стрельбы оружия закрыты предохранительными колпачками (скобами) и законтрены; ручки переключателя крана шасси, щитков, закрылков находятся в нейтральном положении на защелке; все выключатели и автоматы защиты сети, вооружения, электро-, радио- и приборного оборудования установлены в положении "Выключено"; цепь взрыва системы опознавания выключена (предохранительная чека вставлена), инерционный замыкатель находится во взведенном положении; около летательного аппарата установлены средства ограждения перед проверкой высокочастотного радиоэлектронного оборудования.
4.4.6. При выполнении работ повышенной опасности иметь при себе наряд-допуск на право выполнения этих работ.
4.4.7. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
4.4.8. Проверить и подготовить к работе необходимый инструмент и убедиться в его исправности.
4.4.9. Ознакомиться с состоянием и режимом работы оборудования путем осмотра.
4.4.10. Убедиться в наличии материалов, инструментов, снаряжений, СИЗ.
4.4.11. Проверить наличие аптечки для оказания первой помощи.
4.4.12. При выявленных недостатках и нарушениях сообщить руководителю и приступать к работе после их устранения.
4.5. При работе авиационный механик по планеру и двигателям не должен приступать к работе, если условия труда не соответствуют требованиям по охране труда или другим требованиям, регламентирующим безопасное производство работ, а также без получения целевого инструктажа по охране труда при выполнении работ повышенной опасности, несвойственных профессии работника разовых работ, работ по устранению последствий инцидентов и аварий, стихийных бедствий и при проведении массовых мероприятий.
5. Требования охраны труда во время работы
5.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.
5.1.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
5.1.2. Выполнять только ту работу, по которой пройдено обучение, получен инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
5.1.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
5.1.4. Работать в установленной спецодежде, спецобуви, правильно применять средства индивидуальной защиты.
5.1.5. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
5.1.6. Поддерживать на рабочем месте порядок, не допускать загромождения материалами, оборудованием и отходами производства, не допускать разлива горюче-смазочных материалов и воды (в случае разлива нефтепродуктов и других жидкостей немедленно убрать и насухо протереть место разлива).
5.1.7. Входить и выходить из кабины отсеков и грузовых люков летательного аппарата только по специальным стремянкам.
5.1.8. Не допускать столкновения стремянок с другими предметами (стремянками) при передвижении их с одного места на другое.
5.1.9. Перемещение стремянок производить плавно, без рывков, избегая перекатывание колес стремянок через электрические кабели (при перемещении стремянок зимой на всем пути передвижения необходимо расчистить снег, лед).
5.1.10. Устанавливать стремянки так, чтобы исключалось их самопроизвольное перемещение, используя для этого специальные тормозные башмаки или устройства, предусмотренные в конструкции стремянки.
5.1.11. Устанавливать правильно грузоподъемные средства в соответствии с поднимаемым грузом.
5.1.12. Правильно крепить стропы, траверсы.
5.1.13. Убедиться в отсутствии посторонних лиц в опасной зоне, где проводятся работы по снятию и установке двигателей или других агрегатов и узлов летательного аппарата.
5.1.14. Запрещается:
пользоваться неисправными стремянками;
работать стоя на ограждении стремянки, а также устанавливать стремянки на доски, ящики и другие предметы;
передвигать стремянки с места на место при наличии на них людей или каких-либо предметов (ящиков с инструментом, ведер, агрегатов и др.);
стоять одновременно на двух стремянках, расположенных рядом, и укладывать на их ступени доски, щиты для переходов с одной стремянки на другую;
сбрасывать со стремянки какие-либо предметы и инструмент;
использовать стремянки, загрязненные горючим и смазочными материалами и другими веществами, а также стремянки, покрытые снегом и обледеневшие;
убирать и выпускать шасси, закрылки, тормозные щитки и изменять положение крыла без предупреждения (команды), доведенного до всего личного состава, находящегося около летательного аппарата или внутри его;
находиться под поднятым грузом; и) использовать грузоподъемные средства для подъема людей и производить с них работы на высоте (стабилизатор, киль и др.).
5.1.15. При заправке летательного аппарата топливом через заливные горловины необходимо:
заправку производить в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации данного типа летательного аппарата;
обесточить бортовую электросеть летательного аппарата;
заземлить летательный аппарат, топливозаправщик и раздаточный пистолет заправщика (для снятия заряда статического электричества);
удалить разлитое при заправке топливо с летательного аппарата с помощью хлопчатобумажной салфетки или ветоши, а с бетонного покрытия — песка (опилок).
5.1.16. При заправке летательного аппарата топливом запрещается:
производить заправку топливом во время грозы и внутри помещения цеха;
производить заправку летательного аппарата при наличии неисправностей в топливной системе;
производить работы, вызывающие новообразование или требующие применения открытого огня, на расстоянии ближе 25 м от летательного аппарата;
выполнять работы на летательном аппарате, не связанные с его заправкой;
пользоваться переносным светильником не взрывозащищенного исполнения.
5.1.17. При пуске и работе двигателя необходимо:
получить разрешение у авиационного механика по планеру и двигателям на подключение источников электропитания и пуск двигателя;
— убрать от летательного аппарата стремянки, стенды, подъемники и другое оборудование (имущество) и подмести площадку под летательным аппаратом;
проверить правильную установку швартовочных тросов и тормозных колодок под колесами летательного аппарата, наличие и исправность средств пожаротушения;
при появлении дыма или получении сигнала от члена бригады, принимающего участие в пуске двигателя, передать это экипажу летательного аппарата.
5.1.18. При пуске и работе двигателя запрещается: выполнять на работающем двигателе работы, которые не предусмотрены инструкцией по технической эксплуатации летательного аппарата; находиться и проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивных сопел, на расстоянии менее 50-100 м (в зависимости от типа летательного аппарата), а также в плоскости вращения воздушного винта и в зоне вращения рулевого винта вертолета.
5.1.19. При техническом обслуживании авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) необходимо:
обеспечить меры предосторожности, предупреждающие вредное воздействие на людей излучения высокой частоты;
после выполнения работ за приборными досками проверять работоспособность анероидно-мембранных приборов, герметичность систем полного и статического давления, не допуская нарушения установленных ЭД требований к изменению давления в трубопроводах систем в ходе проверки;
при продувке трубопроводов систем полного и статического давления отсоединить от них все приборы и устройства;
изолировать концы электропроводов, закрывать клеммные колодки, распределительные устройства;
устанавливать предохранители, АЗС в электрических цепях только на силу тока, предусмотренную электросхемой;
снимать с изделий упаковку и предохранительные устройства только непосредственно перед их установкой или перед проверкой;
не допускать изгибов гибких валиков радиусом менее 150 мм;
обеспечивать своевременную проверку и испытания баллонов (кислородные баллоны, в которых давление снижено до атмосферного, допускают к последующей эксплуатации после двух- , трехкратной промывки кислородом и последующей зарядки до рабочего давления. При неиспользовании кислорода, находящегося в системе и переносных баллонах в течение 6 месяцев, производят их перезарядку);
сращивать поврежденные провода электрической сети только горячей пайкой (без применения кислот) или соединять под давлением. Сращивание нескольких проводов в одном сечении не допускается. Замену участков электропроводов сети (цепи) выполнять только из целых проводов того же типа. Площадь сечения нового провода должна быть равна площади сечения заменяемого, как исключение допускается использование провода ближайшей большей площади сечения;
транспортировку пиротехнических средств (пиропатронов, детонаторов, светосигнальных ракет) осуществлять в металлической таре, оборудованной гнездами, исключающими соударения средств и накол их капсюлей;
после демонтажно-монтажных и восстановительных работ в электроцепях управления электромеханизмами триммеров (триммерного эффекта) и полетных загружателей, рулевых машин автопилота и их тросовой проводки правильность функционирования указанных устройств проверять совместно со специалистами по обслуживанию планера;
ремонт изделий АиРЭО и проверку их на соответствие НТП производить при наличии утвержденной документации, проверочных установок, КПА, инструмента и подготовленных специалистов;
контроль работоспособности и соответствия НТП систем и приборов, имеющих гироскопические устройства, осуществлять после установленного для них времени прогрева;
геодезические отметки координат местоположения и азимута для подготовки инерционных систем определять на стоянке;
учет времени использования (остатка) носителя информации (для бортовых регистраторов полетной информации с ограниченным запасом носителя) вести в бортовом журнале. Порядок возврата неиспользованного носителя информации бортового регистратора определяется авиапредприятием.
5.1.20. При техническом обслуживании АиРЭО запрещается:
включать бортовую сеть или электропитание системы при наличии предупреждающего вымпела;
включать и выключать источники электроэнергии и проверять электрооборудование в процессе заправки или слива топлива;
выключать электропитание мембранно-анероидных приборов и систем воздушных сигналов при наличии в их трубопроводах разрежения или избыточного давления;
присоединять и рассоединять штепсельные разъемы источников аэродромного электропитания под нагрузкой;
использовать бортовые аккумуляторные батареи, имеющие заряд менее установленного ЭД, совместное хранение, обслуживание и зарядку кислотных и щелочных аккумуляторных батарей;
хранить исправные батареи на судне при низких температурах окружающего воздуха сверх установленного ЭД времени;
вносить изменения в схему соединений оборудования и заменять аппаратуру, приборы, их детали и электропроводку одного типа (марки) на изделия другого типа (марки, модификации), если это не предусмотрено эксплуатационной документацией;
изменять площадь сечения перемычек металлизации, длину компенсационных проводов термометров, нарушать прибортовку жгутов, допускать касание проводов с деталями изделий, имеющих высокую температуру;
устанавливать на электрические машины щетки, не соответствующие требованиям ЭД;
хранить приборы и изделия вместе с кислотами, щелочами и другими химикатами;
работать с кислородным оборудованием без принятия мер, исключающих его контакт с энергоактивными средствами, масложировыми веществами, кислотами, другими газами;
применять при ТО изделий кислородной системы отличающиеся от указанных в ЭД инструмент, припои и смазки, отсоединять зарядные шланги до стравливания из них кислорода;
хранить баллоны, заряженные кислородом, вместе с баллонами для других газов, с емкостями для кислот и жировых веществ;
использовать наждачную бумагу для чистки контакторов, коллекторов, а также для притирки щеток;
крепить жгуты электропроводки к трубопроводам кислородной, топливной, масляной, гидравлической и других систем;
паять провода в отсеках, где расположены топливные баки, и в местах, где только что проводилась промывка горючими жидкостями;
подключать под один контактный болт более трех проводов, а также провода, значительно отличающиеся по площади сечения;
применять мегаомметры для проверки оборудования, в цепях которого имеются конденсаторы (во избежание их пробоя);
устанавливать неопломбированные лентопротяжные механизмы (накопители, запасные кассеты) бортовых регистраторов полетной информации.
5.1.21. При буксировке аппарата:
произвести отключение и убрать наземное оборудование от летательного аппарата;
проверить отсутствие посторонних людей на летательном аппарате и в зоне его буксировки;
убедиться в исправности буксировочного приспособления и правильности его присоединения;
проверить исправность тормозной системы летательного аппарата и переговорного устройства;
убедиться в надежности прилегания заземляющих устройств летательного аппарата к покрытию рулежной дорожки;
включить аэронавигационные огни, а на тягаче фары и габаритные огни во время буксировки в условиях плохой видимости и ночью;
немедленно затормозить летательный аппарат и тягач по команде «С топ», полученной от любого лица, участвующего в буксировке;
при получении команды «Стоп» авиационный механик по планеру и двигателям, находящийся на тягаче, передает команду водителю, который должен плавно остановить тягач, а авиационный механик по планеру и двигателям, находящийся в кабине летательного аппарата, произвести торможение колес шасси (аварийными тормозами разрешается пользоваться только в исключительных случаях, когда создается явно угрожающее положение личному составу или летательному аппарату).
5.1.22. При буксировке аппарата запрещается:
допускать к тягачу лиц, не имеющих непосредственного отношения к буксировке;
поправлять во время буксировки крепление буксировочного приспособления;
держаться руками непосредственно за буксировочный трос для натягивания его при ослаблении;
садиться в кабину летательного аппарата или в кузов тягача и высаживаться при их движении;
стоять на подножке, сидеть на бортах тягача, идти впереди колес тягача и летательного аппарата;
производить буксировку при отсутствии давления или неисправной тормозной системе летательного аппарата и тягача.
5.1.23. При заправке летательного аппарата сжатым воздухом, азотом необходимо:
убедиться в том, что баллоны воздухозаправщика (азотозаправщика), доставленные к летательному аппарату для зарядки его систем сжатым воздухом (азотом), имеют соответствующий цвет и надписи (воздушные баллоны – черный цвет и надпись белой краской «Сжатый воздух», а азотные баллоны – черный цвет и надпись желтой краской «Азот»);
перемещать баллоны на небольшие расстояния с помощью тележки или путем перекатывания при вертикальном или слегка наклоненном положении баллона;
присоединять надежно зарядные шланги к летательному аппарату и баллону;
открывать вентили баллонов медленно, без рывков и стравливать давление в шланге до его отсоединения от летательного аппарата (не допускать открывания вентилей баллонов ударами по ним молотком или другим металлическим предметом);
производить зарядку пневматиков колес от воздухозаправщика или воздушных баллонов только с помощью специального приспособления с редуктором.
5.1.24. При проверке кабин на герметичность авиационный механик по планеру и двигателям обязан:
убедиться в отсутствии людей в кабинах;
прекратить проверку при возникновении деформаций обшивки или появлении треска;
повышать давление в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации летательного аппарата.
5.1.25. При проверке кабины на герметичность запрещается:
находиться во время проверки у стекол фонаря, входных люков и дверей;
устранять дефекты и подтягивать болты при наличии избыточного давления в кабинах;
отвлекаться на выполнение других работ во время испытания.
5.1.26. При подогреве силовой установки летательного аппарата моторными подогревателями, авиационный механик по планеру и двигателям обязан:
убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов топливной и масляной систем;
проверить наличие средств пожаротушения и готовность их к применению;
контролировать исправность работы подогревателя и его приборов.
5.1.27. При подогреве силовой установки запрещается:
производить розжиг подогревателя ближе 25 м от летательного аппарата;
устанавливать работающий подогреватель ближе 8-10 м от летательного аппарата;
присоединять рукава к подогревателю до выхода его на установленный режим работы.
5.1.28. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения инструментом, приспособлениями, прочими предметами.
5.1.29. Не загромождать рабочее место, проходы и проезды к нему, проходы между оборудованием, стеллажами, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем и др.
5.1.30. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
5.1.31. В случае обнаружения неисправности, отключить оборудование и поставить в известность руководителя.
5.1.32. Все работы производить в соответствии с технологическими регламентами.
5.1.33. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства предприятия, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, а также предписания представителей органов государственного надзора.
5.1.34. Во время работы работник должен вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
5.1.35. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, коробки и т. п.), оборудование и приспособления.
5.1.36. Соблюдать правила поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях.
5.1.37. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность своего руководителя и обратиться к врачу.
5.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).
5.2.1. Работник должен применять исправные оборудование и инструмент, сырье и заготовки, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. При производстве работ по выполнению технологических (рабочих) операций быть внимательным, проявлять осторожность.
5.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.
5.3.1. Авиационный механик по планеру и двигателям должен поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
5.4. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
5.4.1. При ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя, обратиться в ближайший здравпункт.
5.5. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
5.5.1. Работник обязан:
эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ;
вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.
6. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
6.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.
6.1.1. При выполнении работ авиационным механиком по планеру и двигателям возможно возникновение следующих аварийных ситуаций:
повреждения и дефекты в конструкции зданий, по причине физического износа, истечения срока эксплуатации;
поражение электрическим током, по причине неисправности электроприборов;
технические проблемы с оборудованием, по причине высокого износа оборудования;
возникновение очагов пожара, по причине нарушения требований пожарной безопасности.
6.2. Действия работника при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
6.2.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
6.2.2. При появлении неисправностей, указанных в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя, немедленно остановить оборудование.
6.2.3. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, авиационный механик по планеру и двигателям должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
6.2.4. При появлении течи горючего, спецжидкостей и масел из систем обесточить летательный аппарат, закрыть вентили кислородных систем (если открыты), вызвать не заполненный топливом (маслом) заправщик и до его прибытия организовать сбор вытекающего топлива (масла), спецжидкостей в подручные емкости (бидоны, поддоны, ведра и т.п.).
6.2.5. В случае обнаружения утечки кислорода закрыть в кабине вентили кислородных систем летательного аппарата и вызвать специалиста по кислородному оборудованию.
6.2.6. При возникновении пожара на летательном аппарате отключить источники электропитания, вызвать пожарную службу и приступить к его тушению имеющимися средствами (при возможности, принять меры по отбуксированию загоревшегося летательного аппарата в безопасное место).
6.2.7. При обнаружении на металлических частях оборудования напряжения (ощущение действия электротока) необходимо отключить оборудование от сети и доложить своему руководителю.
6.2.8. Запрещается применять воду и пенные огнетушители для тушения электропроводок и оборудования под напряжением, так как пена является хорошим проводником электрического тока. Для этих целей используются углекислотные и порошковые огнетушители.
6.2.9. При обнаружении дыма и возникновении пожара немедленно объявить пожарную тревогу, принять меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, поставить в известность своего руководителя. При необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
6.2.10. В условиях задымления и наличия огня в помещении передвигаться вдоль стен, согнувшись или ползком; для облегчения дыхания рот и нос прикрыть платком (тканью), смоченной водой; через пламя передвигаться, накрывшись с головой верхней одеждой или покрывалом, по возможности облиться водой, загоревшуюся одежду сорвать или погасить.
6.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
6.3.1. При несчастном случае, микротравме необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
6.3.2. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем - шину.
6.3.3 При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении - наложить жгут.
6.3.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
6.4. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
7. Требования охраны труда по окончании работы
7.1. Порядок приема и передачи смены.
7.1.1. По окончании работы авиационный механик по планеру и двигателям должен выключить офисное оборудование и отсоединить сетевой шнур от электрической сети.
7.1.2. Авиационный механик по планеру и двигателям должен привести в порядок рабочее место, убрать в установленное место документы, носители информации.
7.2. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования.
7.2.1. Отключить оборудование, переносные светильники от источников питания и убрать их в установленное место.
7.2.2. Проверить наличие инструмента, убрать его в специальную сумку (ящик) и сдать в инструментальную кладовую.
7.2.3. Убрать от летательного аппарата используемые в работе приспособления, оборудование (подъемники, стремянки и т.д.) на установленное для них место.
7.2.4. Мусор и грязную ветошь вынести в отведенное место, места разлитых горючесмазочных материалов убрать и протереть.
7.2.5. Заземлить и зачехлить летательный аппарат.
7.3. Порядок уборки рабочего места.
7.3.1. После окончания работ убрать рабочее место и привести в порядок используемое в работе оборудование.
7.4. Требования соблюдения личной гигиены.
7.4.1. По окончанию работ работник должен вымыть руки теплой водой с мылом.
7.5. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
7.5.1. Об окончании работы и всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
7.6. Выйти с территории предприятия через проходную.