Скачать Инструкция по охране труда для боцмана

Тип: Инструкция по охране труда, Инструкция по профессии

Дата добавления: 19.03.2025 г.

Размер файла: 42,31 KB

Файл: docx

Скачиваний: 0

Для скачивания документа нажмите на кнопку скачать. Скачивание начнется автоматически.

Скачивание документов доступно только для зарегистрированных пользователей.

Вход на сайт

Зарегистрироваться | Восстановить пароль

Или войти в 1 клик через:

Получить комплект документации на 2025 год (Более 190 документов ЛНА, 44 чек листа, 46 форм наряд допусков и образцов заполнения к ним).

Предварительный просмотр текста документа
 
Инструкция по охране труда для боцмана
1. Область применения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования по обеспечению безопасных условий труда для боцмана ООО «Альфа».
1.2. Настоящая инструкция по охране труда для боцмана разработана на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:
1) изучения работ боцмана;
2) результатов специальной оценки условий труда;
3) анализа требований профессионального стандарта боцмана;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для боцмана;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев в ООО «Альфа»;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ боцманом.
1.3. Выполнение требований настоящей инструкции обязательны для боцмана ООО «Альфа» при выполнении им трудовых обязанностей независимо от их квалификации и стажа работы.
2. Нормативные ссылки
2.1. Инструкция разработана на основании следующих документов и источников:
2.1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
2.1.2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем";
2.1.3. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н;
2.1.3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 года n 40 Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
2.1.4. Правила по охране труда в морских и речных портах, Приказ Минтруда от 15.06.2020 № 343н;
2.1.5. Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 886н.
2.1.6. Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников".
2.1.7. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
2.1.8. Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.
3. Общие требования охраны труда
3.1.1. Работнику необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
3.1.2. К производству работ боцманом допускаются лица старше 18 лет, прошедшие:
медицинский осмотр;
вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
обучение по охране труда, в том числе, обучение и проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ;
обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме соответствующей группы по электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве, микроповреждениях (микротравмах), произошедших при выполнении работ;
обучение и проверку знаний по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
стажировку на рабочем месте (продолжительностью не менее 2 смен);
обучение мерам пожарной безопасности;
допущенные в установленном порядке к самостоятельной работе.
3.1.3. Работник при выполнении работ должен иметь II группу по электробезопасности.
3.1.4. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ.
3.1.5. Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при:
а) изменениях в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
б) изменении должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
в) изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
г) выявлении дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
д) требовании должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении нарушений требований охраны труда;
е) произошедших авариях и несчастных случаях на производстве;
ж) перерыве в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
з) решении работодателя.
3.1.6. Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ в следующих случаях:
а) перед проведением работ, выполнение которых допускается только под непрерывным контролем работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, на производство которых в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов на производство работ;
б) перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, а также непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
в) перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными (производственными) инструкциями, в том числе вне цеха, участка, погрузочно-разгрузочных работ, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
г) перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
д) в иных случаях, установленных работодателем.
3.1.7. Работник, не прошедший своевременно инструктажи, обучение и проверку знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускается.
3.1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
3.1.9. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
3.1.10. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
3.2. Соблюдение Правил внутреннего распорядка.
3.2.1. Боцман обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.
3.3. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.
3.3.1. Боцман обязан соблюдать режимы труда и отдыха.
3.3.2. Продолжительность ежедневной работы, перерывов для отдыха и приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа», утвержденными приказом директора ООО «Альфа» от 01.01.2021г. № 003.
3.3.3. Время начала и окончания смены, время и место для отдыха и питания, устанавливаются по графикам сменности распоряжениями руководителей подразделений.
3.3.4 Боцман должен выходить на работу своевременно, отдохнувшим, подготовленным к работе.
3.4. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.
3.4.1. Боцман обязан помнить, что вследствие невыполнения требований, изложенных в настоящей инструкции, Правил судового распорядка, Устава службы на судах обеспечения и при неправильном выполнении работ могут возникнуть опасности:
– поражения электротоком;
– получения ожогов;
– отравления лакокрасочными материалами и другими ядовитыми техническими жидкостями;
– механических травм при работе неисправным инструментом.
3.4.2. В качестве опасностей, в соответствии с перечнем профессиональных рисков и опасностей судна, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, при выполнении работ могут возникнуть следующие риски:
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния;
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым пола (косвенный контакт);
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара.
3.5. Перечень специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.5.1. При выполнении работ работник обеспечивается СИЗ и смывающими средствами в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам ООО «Альфа», утвержденными приказом директора от 01.09.2023г. №002
3.5.2. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.5.3. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
3.5.4. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
3.6. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.
3.6.1. При возникновении несчастного случая пострадавший должен постараться привлечь внимание кого-либо из работников к произошедшему событию, при возможности, сообщить о произошедшем Капитану (для сообщения используют телефон 71-16), любым доступным для этого способом и обратиться в здравпункт (при наличии).
3.6.2. Боцман должен немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления.
3.6.3. При обнаружении в зоне работы несоответствий требованиям охраны труда (неисправность оборудования, приспособлений, неогороженный проём, оголенные провода и т.д.) немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.
3.7. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
3.7.1. Для сохранения здоровья работник должен соблюдать личную гигиену.
3.7.2. При работе с веществами, вызывающими раздражения кожи рук, следует пользоваться защитными перчатками, защитными кремами, очищающими пастами, а также смывающими и дезинфицирующими средствами.
3.7.3. Перед приемом пищи обязательно мыть руки теплой водой с мылом.
3.7.4. Для питья употреблять воду из диспенсеров, чайников.
3.7.5. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
4. Требования охраны труда перед началом работы
4.1. Порядок подготовки рабочего места.
4.1.1 Боцман судна должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности, выполнены.
4.1.2. Боцман судна не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.
4.1.3. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
4.2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).
4.2.1. Перед началом работы работник обязан проверить исправность и комплектность исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов).
4.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования.
4.3.1. Перед началом работы работник обязан надеть положенные спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, предварительно проведя их осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ.
4.3.2. При выявлении несоответствий проинформировать непосредственного руководителя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже.
4.4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
4.4.1 Прием смены должен сопровождаться проверкой исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
4.4.2. Перед началом швартовных работ все члены швартовной команды должны быть соответственно проинструктированы, лицо, руководящее швартовкой судна, должно ознакомить руководителей швартовных групп с общим планом швартовки.При отступлении в процессе проведения швартовных работ от намеченного ранее плана руководители швартовных групп должны быть об этом своевременно информированы.
4.4.3. При подготовке к швартовным работам все посторонние предметы из района расположения швартовных устройств должны быть убраны, а основные швартовные канаты аккуратно и в необходимом количестве разнесены по палубе, бросательные концы приготовлены к подаче, лацпорты и иллюминаторы, находящиеся в корпусе судна, задраены.
4.4.4. Перед спуском шлюпки следует проверить, что:
– шлюптали исправны и не перегружены, а также не перепутаны;
– пробки в днище шлюпки закрыты;
– лебедка и тормозные устройства исправны.
4.4.5. Перед выполнением работ на высоте:
– получить письменный допуск, в котором должны быть указаны все меры безопасности и предохранительные средства;
– осмотреть подвеску, страховочный конец, предохранительный пояс, проверить их состояние, проверить дату испытания (не реже одного раза в год).
4.5. При работе боцман не должен приступать к работе, если условия труда не соответствуют требованиям по охране труда или другим требованиям, регламентирующим безопасное производство работ, а также без получения целевого инструктажа по охране труда при выполнении работ повышенной опасности, несвойственных профессии работника разовых работ, работ по устранению последствий инцидентов и аварий, стихийных бедствий и при проведении массовых мероприятий.
5. Требования охраны труда во время работы
5.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.
5.1.1. Якорные, швартовные и буксировочные работы должны проводиться под руководством командного состава, которому необходимо иметь связь с вахтенной службой, находящейся на ходовом мостике.
5.1.2. За брашпилем, якорями, швартовными концами, цепями и буксирными тросами следует обеспечить своевременный уход и регулярные проверки на предмет наличия повреждений и неисправностей.
5.1.3. На членах экипажа судна, занятых на якорных, швартовных и буксировочных работах, должны быть надеты спасательные жилеты.
5.1.4. При проведении якорных работ на судне:
1) перед началом работ по отдаче якорей, втягиванию их в клюз и подрыву посредством хода судна руководитель работ должен проверить отсутствие людей в цепном ящике;
2) перед отдачей якорей руководитель работ, кроме того, должен:
проверить исправность якорного устройства;
перед отдачей винтовых и цепных стопоров, а также разобщением звездочки якорного механизма проверить крепление ленточного тормоза;
проверить, нет ли под носовым подзором судна шлюпок, катеров, барж и других плавсредств;
3) отдача якорей, снятие и наложение стопоров на якорь-цепь, ее вытравливание и выборка должны производиться только по команде руководителя работ на баке (с мостика). Во время отдачи и подъема якорей следует находиться на расстоянии не ближе 0,6 м в стороне от линии движения якорь-цепи;
4) в случаях отсутствия прозрачного защитного экрана на посту управления якорным механизмом оператор при отдаче якорей должен носить защитные очки;
5) при проверке работы якорного механизма на холостом ходу запускать его в работу необходимо, предварительно убедившись в отключении цепного барабана;
6) при отдаче якоря с буйком буйреп должен быть разнесен шлагами за поручнями или вытравлен за борт, а сам буй должен находиться за бортом и крепиться растительной схваткой на фальшборте или киповой планке;
7) при работах в цепном ящике для освещения должны использоваться светильники взрывобезопасной конструкции (или переносные фонари такой же конструкции).
Работать с якорь-цепью как в цепном ящике, так и на палубе необходимо только при помощи крючьев;
8) завозкой якорей и верпов на шлюпке и катерах должен руководить старший помощник капитана.
При завозке якоря или верпа на шлюпке их следует крепить найтовом из растительного или синтетического каната, при этом недопустимо находиться в кормовой части шлюпки между ахтерштевнем и штоком якоря, между вымбовками, внутри шлагов набранного в шлюпку каната, наклоняться над вымбовками при отдаче найтовов;
9) работы по очистке якоря и якорь-цепи должны проводиться под руководством старшего помощника капитана;
10) работы надо вести с беседки, при этом якорь должен быть дополнительно закреплен стальным канатом, становиться на якорь запрещается;
11) запрещается работать якорным механизмом во время забортных работ по очистке якоря. Якорный механизм разрешается пускать в ход только после выхода на палубу людей, работающих за бортом;
12) при подходе судна в зону шторма необходимо заблаговременно подкрепить якоря. Проверку состояния якорного устройства в штормовую погоду должны осуществлять не менее двух членов палубной команды, оснащенных спасательными средствами и имеющих связь с вахтенной службой, находящейся на ходовом мостике.
Работы должны проводиться с разрешения капитана судна и под непосредственным контролем старшего помощника капитана;
13) якорные, швартовные и буксировочные работы должны выполняться членами экипажа судна с применением технологических карт (инструкций) по безопасному выполнению работ, инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей;
14) участники якорно-швартовных операций должны применять СИЗ.
5.1.5. При проведении швартовных работ:
1) работодатель (судовладелец) должен обеспечить судно схемами наиболее безопасной проводки основных и дополнительных швартовных канатов с указанием опасных зон, разработанными и рекомендованными проектантом судна, или технологической картой в соответствии с судовой обстановкой;
2) руководитель швартовной группы по возможности должен так располагать трассы швартовных канатов, чтобы исключить или свести до минимума использование роульсов;
3) подача дополнительных швартовных канатов должна производиться только после закрепления основных;
4) перед началом швартовных работ все члены швартовной команды должны быть соответственно проинструктированы, лицо, руководящее швартовкой судна, должно ознакомить руководителей швартовных групп с общим планом швартовки.При отступлении в процессе проведения швартовных работ от намеченного ранее плана руководители швартовных групп должны быть об этом своевременно информированы;
5) при подготовке к швартовным работам все посторонние предметы из района расположения швартовных устройств должны быть убраны, а основные швартовные канаты аккуратно и в необходимом количестве разнесены по палубе, бросательные концы приготовлены к подаче, лацпорты и иллюминаторы, находящиеся в корпусе судна, задраены;
6) руководители швартовных групп перед началом проведения швартовных работ должны убедиться, что в районе производства работ отсутствуют посторонние;
7) при проведении швартовных работ лицам командного состава, руководящим работами, и участвующим в работах членам экипажа судна запрещается оставлять без надзора работающие неавтоматизированные механизмы, выполнять какие-либо другие действия;
8) при переводе автоматизированных лебедок на ручное управление и с ручного на автоматизированное запрещается менять порядок работ, определенных заводской инструкцией или инструкцией судовладельца по их обслуживанию;
9) подача швартовных канатов на берег или на суда должна производиться при помощи бросательного конца или линеметательного устройства. Подавать бросательный конец или линь следует только после предупредительного окрика «Берегись».
Для подачи предупредительного окрика при использовании линеметательного устройства должны применяться судовые звукоусиливающие средства (электромегафон, судовая трансляция);
10) при слабом ветре и отсутствии волнения или зыби разрешается подавать швартовные канаты без использования бросательного конца, если валовая вместимость судна не превышает 500 регистровых тонн, а расстояние от швартующегося судна до причала в месте подачи швартова не превышает 1 м;
11) перед подтягиванием судна к причалу или перетягивании вдоль причала лицо, руководящее швартовкой судна, должно оценить статические и динамические нагрузки, которые будут действовать на швартовные канаты при изменении положения судна;
12) в случае возникновения нагрузок, которые могут привести к натяжению швартовных канатов, превышающему допустимое, необходимо предупредить об этом руководителей швартовных групп и принять меры к уменьшению нагрузок;
13) руководители швартовных групп должны постоянно следить за заведенными на причал швартовными канатами и при появлении признаков, свидетельствующих о возможности их натяжения, которое превышало бы допустимое, докладывать лицу, руководящему швартовкой судна, а при отсутствии возможности их ослабления немедленно отвести членов швартовной группы в безопасное место;
14) для стопорения стальных канатов следует применять цепные стопоры, состоящие из отрезка короткозвенной цепи длиной 2–4 м, один конец цепи следует крепить на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен растительный канат длиной не менее 1,5 м.
Цепь должна накладываться стопорным узлом и последующими 3–4 шлагами по направлению тяги против направления свивки каната.
Стопоры для растительных и синтетических швартовных канатов должны применяться из того же материала, что и канат, диаметр стопора следует принимать равным половине диаметра каната, на который он накладывается, а его разрывная нагрузка должна быть не менее 30 процентов от номинальной разрывной нагрузки синтетического каната, применяемого для швартова.
Длина стопора должна быть такой, чтобы лицо, накладывающее стопор, после его крепления на канате находилось на расстоянии не менее 2 м от места наложения;
15) при завозке швартовного каната к месту его крепления шлюпкой или моторным катером канат должен быть уложен на шлюпке в бухту.
Находиться в кормовой части шлюпки или катера при завозке швартовного каната запрещается.
Ходовой конец каната должен быть закреплен в шлюпке (катере) так, чтобы его можно было при необходимости быстро отдать;
16) запрещается:
присутствовать посторонним лицам в местах производства швартовных работ, а также членам экипажа судна, не участвующим в них;
применять для швартовных работ жесткие стальные канаты;
подавать, выбирать, вытравливать, закреплять и отдавать швартовный канат, а также пускать в действие швартовный механизм без команды руководителя швартовной группы;
гасить инерцию судна натяжением швартовных канатов, а также отдавать и крепить канаты при наличии непогашенной инерции судна;
подавать швартовные канаты, имеющие калышки и необрубленные концы оборванных проволок;
крепить канаты на турачках швартовных механизмов даже на непродолжительное время;
вытравливать канаты из бухт;
накладывать, снимать или перетравливать шлаги каната на вращающихся турачках;
выбирать канаты, пробуксовывающие на турачках;
выбирать и стравливать канаты во время работы с ними у киповых планок и роульсов, а также прижимать их к палубе или швартовному устройству ногой или рукой подавать кормовые швартовы при работе гребного винта (винтов);
применять цепные стопоры для стопорения растительных и синтетических канатов;
находиться на линии натяжения стопора, в том числе и лицу, работающему со стопором;
выбирать на судне канат до тех пор, пока со шлюпки (катера) не будут сброшены оставшиеся шлаги и она не отойдет в сторону от сброшенного каната;
выбирать завезенный на швартовную бочку канат в то время, когда на бочке находится кто-либо из людей;
находиться на линии натяжения швартовного троса;
применять кранцы с коротким концом, чтобы исключить возможность падения человека за борт;
17) на верхние 2–3 шлага стального швартовного каната и швартовного каната из синтетических материалов, закрепленного на кнехтах, должна быть наложена схватка из однопрядного линя, свитого из бородочной пеньки.
По окончании швартовных работ все лишние канаты должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены;
18) перед накладыванием огона на кнехт, швартовную тумбу или другое швартовное приспособление бросательный конец должен быть снят с огона;
19) при накладывании огона на кнехты или швартовные битенги его следует держать за боковую часть;
20) при выбирании синтетических канатов через турачки необходимо накладывать возможно большее количество шлагов. Выбирание канатов под натяжением следует производить так, чтобы не образовывалась слабина каната на турачках;
21) при креплении канатов из синтетических материалов на кнехты следует накладывать не менее 6 шлагов;
22) при использовании синтетических канатов (капроновых, полипропиленовых) в качестве швартовов необходимо:
не допускать использования канатов, имеющих разрывную нагрузку меньше, чем это определено для данного судна;
производить периодическую выбраковку канатов;
периодически менять ходовые и коренные концы канатов;
периодически выбирать или потравливать канаты с тем, чтобы участки усиленного трения не приходились на одно и то же место;
не допускать по возможности протаскивания каната по грунту, уменьшать скорость выбирания каната при сильном порывистом ветре (требование не относится к работам на автоматических лебедках);
избегать работ, при которых пряди каната могут нагреваться от трения до такой степени, что это вызовет их частичное оплавление или липкость в ходе работы (например, при движении по кнехтам и киповым планкам при чрезмерном угле охвата);
следить, чтобы при выборке каната или его потравливании скольжение каната по турачке или кнехту было минимальным;
избегать захвата рукой каната, нагретого от трения;
не допускать, чтобы канат свободно двигался в руках;
использовать канаты с разрывной нагрузкой меньше, чем этого требуют правила регистра для данного судна;
завязывать на канатах узлы любых видов;
пропускать через один клюз вместе со стальными канатами, а также накладывать их на одни кнехты;
пропускать под натяжением соединительные скобы комбинированных канатов через киповые планки и роульсы, а также турачки;
отдавать швартовный конец с кнехтов до ослабления его натяжения;
отдавать натянутый буксирный канат с гака (за исключением аварийных случаев);
23) при пробуксовке каната на турачке швартовный механизм должен быть остановлен, а на турачку положены дополнительные шлаги.
Освобождать канат, защемленный на турачке швартовного механизма, разрешается только после его остановки;
24) подбирать швартовные канаты разрешается только после получения подтверждения голосом с берега, что канат закреплен и чист.
О начале работы необходимо предупреждать работающих на берегу;
25) после выполнения всех работ по швартовке ответственное за их производство лицо командного состава должно уйти последним со своего участка, предварительно убедившись, что все работы закончены и швартовные механизмы обесточены.
5.1.6. При швартовке к бочке:
1) швартовка к бочкам силами экипажа судна производится только с разрешения портовых властей;
2) члены экипажа судна, занятые в швартовке к бочкам с судовой шлюпки, должны применять СИЗ и спасательные жилеты;
3) на шлюпке должны быть подготовлены спасательные круги с прикрепленными веревками длиной 15 м;
4) шлюпка должна быть обеспечена устройством, позволяющим любому упавшему в воду взобраться на ее борт;
5) стальной огон дуплиня, применяемого для швартовки к бочкам, нельзя накладывать на битенг. Выход человека на бочку запрещен.
5.1.7. При буксировочных операциях на судне:
1) на всех буксирных арках с обеих сторон на видном месте должны быть нанесены четкие надписи «Берегись буксира». Буксирная арка окрашивается черными и желтыми полосами;
2) работы по подаче и отдаче буксирного каната на буксирах и ледоколах следует выполнять под руководством капитана судна (вахтенного сменного помощника капитана), на остальных судах – под руководством старшего помощника капитана;
3) перед подачей буксирного каната должно быть проверено состояние буксирной лебедки и гака. Буксирный канат должен подаваться с проводником. Закладка буксирного каната на гак должна производиться таким образом, чтобы при любом натяжении буксирного каната была обеспечена его быстрая и безопасная отдача;
4) отдавать буксирный канат с гака или кнехтов на буксирующем и буксируемом судах разрешается только по команде лица, руководящего буксировкой.
Запрещается отдавать буксирный канат до полной постановки буксируемого судна на место и полного гашения инерции, а также подачи и закрепления швартовов.
При отдаче каната с гака буксирующего судна или с кнехтов буксируемого не разрешается стоять вблизи и впереди них.
Отдавать буксирный канат с гака нужно позади точки крепления гака с расстояния не менее 1,5 м.
Выбирать или стравливать буксирный канат с помощью буксирной лебедки нужно после того, как из опасной зоны будут удалены все люди;
5) использование якорь-цепей в буксирной линии допускается при условии обеспечения их механизированной выборки на буксируемый объект;
6) во время буксировки иллюминаторы, находящиеся в корпусе судна, а также двери и горловины должны быть задраены;
7) на буксирующем судне, не имеющем буксирного гака или лебедки, должна быть предусмотрена возможность отдачи буксирного каната в случае необходимости. Глаголь-гак следует располагать так, чтобы человек, занятый его отдачей, находился под защитой судовых помещений или конструкций.
При подаче буксирного каната с буксируемого судна канат должен крепиться на кнехтах шлагами с таким расчетом, чтобы его можно было быстро потравить или отдать;
8) для исключения необходимости посылки человека за борт при креплении или отдаче браги к ней должна крепиться оттяжка, предназначенная для подъема браги на борт судна;
9) запрещается:
во время вытравливания или выбирания каната буксирной лебедкой кому-либо находиться у борта, с которого он подается;
накладывать какие-либо дополнительные канаты на буксирный гак и кнехты, на которых закреплен буксирный канат;
начинать работу по буксировке до получения подтверждения с буксируемого судна о закреплении буксирного каната;
на буксируемых судах перед началом буксировки поднимать якоря или отдавать швартовы без разрешения лица, руководящего буксировкой;
производить буксировку судов с притравленными или отданными якорями;
во время буксировки судов, плотов и других плавсредств находиться вблизи буксирного гака, в районе действия буксирного каната, об этом экипаж судна должен быть оповещен по судовой радиотрансляции;
оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным;
снимать буксирный канат с гака вручную.
В случаях применения неоткидных гаков отдача буксирного каната одним человеком не допускается. При этом браться за огон следует только с боковой части петли. После снятия с гака буксирный канат отдается немедленно;
10) при обслуживании барж без команд экипажем буксира (толкача) для перехода с буксира (толкача) на баржи должны устанавливаться с буксира на баржи переходные трапы с двухсторонним леерным ограждением.
Члены экипажа судна, выполняющие на бескомандных баржах работы швартовные и по отдаче и подъему якоря, должны работать в жилетах рабоче-страховочных.
Вахтенный начальник буксира (толкача) должен обеспечивать и контролировать безопасность выполнения этих работ;
11) при работах с плотами и кошелями:
формировать плоты нужно на участках со скоростью течения не более 1,5 м/с (5,4 км/ч);
формировочные пункты и пункты для остановки и передержки плотов должны быть оборудованы береговыми причалами или русловыми опорными точками, на причальных бонах следует устанавливать тумбы высотой 0,5–0,7 м;
формировочные причалы оборудуются специальными огнями;
устанавливать плоты следует в специальных тиховодных местах вспомогательными судами;
подтягивать и устанавливать пучки в секции следует баграми с бонов или установленных и скрепленных в ряды пучков;
не разрешается упираться багром в лежни, пучковые обвязки и другой такелаж;
утягивать и крепить сплоточные единицы и плоты механизированными способами необходимо после подачи сигнала бригадиром или звеньевым, которые должны следить за соединениями зацепки крюков и положением рабочих в момент утяжки;
при формировании секций и плотов необходимо прокладывать лежни с судов, понтонов, лодок или бонов;
места постановки плотов должны быть искусственно или естественно ограждены от ветров и волнения;
на речных участках со скоростью течения свыше 1,5 м/с (5,4 км/ч) брать на буксир готовые секции и отправлять их в пункты формирования необходимо судами;
судно, принявшее на буксир секцию или плот, должно идти малым ходом до момента выведения их с акватории рейда, плотоубежища;
члены экипажа судна могут находиться на плоту только с разрешения вахтенного начальника и бригадира плота, переход с судна на плот разрешается только по трапам;
12) при работе с плотами запрещается хождение:
во время шторма по качающимся пучкам;
по плоту во время движения его на опасных перекатах, шиверах и порогах;
по плоту в сильный снегопад и туман;
по пучкам с нарушенной обвязкой;
по пучкам, свободно плавающим в пространствах между судном и плотом или между пучками;
13) заносить буксирный канат по плоту следует с проводником. Работающие должны стоять на месте и перебирать буксирный канат руками. При заделке буксирного каната за пучок канат следует заводить с помощью багров.
У места заделки буксирного каната и при выполнении других работ на плоту должны находиться спасательный круг с веревкой длиной не менее 25 м или иметься спасательная шлюпка.
Выход буксировщика на буксир разрешается после того, как все люди, находящиеся на плоту, будут удалены в безопасное место.
Для остановки плота канат должен стравливаться в несколько приемов, при этом надо находиться от устройства, за которое он крепится, на расстоянии не менее 1 м.
При снятии плота с мели вахтенный начальник буксировщика обязан проследить, чтобы работающие были удалены из опасной зоны действия буксирного каната, с участка плота, касающегося мели и где пучки могут задеть за грунт.
Растаскивать зачаленные пучки при разборке заломов с помощью судна разрешается после перехода работающих с плота на судно или после их удаления в безопасное место на плоту.
При угрозе заливания водой плота или полного размолевания пучков вахтенный начальник обязан снять с плота всех людей.
Для выполнения каких-либо работ с кошелем молевого леса следует использовать катер или шлюпку. Запрещается выходить на кошель и его ошлаговку, а также производить счалку кошелей во время движения.
5.1.8. При эксплуатации всех видов автосцепов должны соблюдаться требования охраны труда, содержащиеся в инструкции по эксплуатации автосцепа данной конструкции.
Требования охраны труда при работе с катерами и шлюпками
Спуск и подъем катеров и шлюпок допускается с разрешения капитана или лица, его замещающего, под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана.
Перед спуском шлюпки закрыть сливные отверстия в днище шлюпки, установить руль и проверить его.
Отдача грунтовых и кильблоков разрешается только по команде командира шлюпки после того, как он убедится, что стопора барабанов шлюпочного механизма надежно зажаты или конец лопарей шлюп-талей надежно закреплен.
При выкладывании и закладывании шлюп-талей следует стоять со стороны мидель-шпангоута шлюпки, брать блоки двумя руками только за щеки.
Выложенные нижние блоки шлюп-талей следует немедленно убрать из шлюпки и поднять оттяжками к борту судна.
При спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в холодную погоду должны соблюдаться следующие меры предосторожности:
– фалинь должен быть достаточно разнесен и надежно закреплен;
– при спуске шлюпки на переднем ходу судна сначала должны быть выложены кормовые, а затем носовые шлюп-тали. При подъеме на переднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке;
– при спуске шлюпки на заднем ходу судна вначале должны быть выложены носовые, а затем кормовые шлюп-тали. При подъеме на заднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке.
Все лица, находящиеся в спасательной шлюпке, рабочей шлюпке или на плотике, должны иметь при себе спасательные жилеты или нагрудники и одежду, соответствующую метеоусловиям. Посадка в шлюпки разрешается только при наличии надетых спасательных жилетов или нагрудников. Спасательные жилеты и нагрудники разрешается снимать только после выхода из шлюпки па палубу судна или на причал.
Посадка в шлюпку разрешается только по команде командира и указанным им способом (с палубы, по шкентелям с мусингами, по штормтрапу). Выход из шлюпки разрешается только по трапу или штормтрапу.
При работе со шлюпочным устройством ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– снимать леерное ограждение борта на шлюпочной палубе до полного окончания подготовки шлюпки к спуску;
– спускать шлюпку при запутанных лопарях талей;
– спускаться в шлюпку по лопарям шлюп-талей и по другим тросам;
– находиться между штевнями и шлюп-талями при подъеме или спуске шлюпки;
– находиться в шлюпке при спуске (подъеме) ее стрелой или краном;
– влезать в зачехленную шлюпку;
– зачехление шлюпок без предварительного закрепления всех стопорных устройств;
– поднимать и спускать катер или шлюпку, если в подъемно-спусковом устройстве обнаружены дефекты или неисправности, а также при запутанных, перекрученных шлюп-талях;
– включать электродвигатель шлюпочной лебедки, предварительно не убедившись в том, что рукоятка ручного привода снята;
– отключать блокирующее устройство, исключающее работу электродвигателя шлюпочной лебедки, при сообщенном ручном приводе;
– касаться вращающихся деталей шлюпочного устройства и направлять руками движущиеся тросы и шкивы блоков.
В шлюпке ЗАПРЕЩАЕТСЯ стоять на бортах и транцевой доске, ходить по банкам, держать руки на планшире при подходе или отходе шлюпки от борта судна или причала, перемещаться без разрешения командира шлюпки.
Запускать и управлять шлюпочными моторами могут только мотористы или механики, имеющие допуск к управлению.
Запрещается подъем шлюпки с грузом или пассажирами. При подъеме шлюпки в ней должно быть оставлено не более двух человек, если обстоятельства подъема не требуют для этого большего числа.
При использовании забортных трапов для посадки (высадки) людей при волнении трапы должны быть приподняты настолько, чтобы исключить возможность опрокидывания шлюпок, а также возможность ударов по трапу и травматизма людей, находящихся на плавсредствах и на трапе.
Требования охраны труда при работах за бортом и на высоте
Работами на высоте в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом в соответствии с подпунктом 5.2.28 положения о Минтруде, утвержденного постановлением Правительства от 19.06.2012 № 610 (Собрание законодательства, 2012, № 26, ст. 3528), руководит лицо командного состава, назначенное капитаном судна, которое определяет возможность безопасного проведения таких работ с учетом конструктивных особенностей судна, места проведения работ и других рисков.
Перед началом работ на высоте или за бортом, отнесенных к судовому перечню работ повышенной опасности, руководителем работ должен быть проведен целевой инструктаж по охране труда со всеми участниками работ. Проведение инструктажа оформляется разрешением и регистрируется в журнале регистрации инструктажей по охране труда.
На время производства работ на высоте или за бортом на каждого работающего должен назначаться наблюдающий, который должен находиться у места работ. Наблюдающему запрещается отвлекаться от наблюдения за работающим.
Работы на высоте и за бортом должны выполняться с беседок, люлек, подмостей или рештований. На видном месте должна быть нанесена маркировка с указанием допустимой грузоподъемности, даты испытания.
Гордени, применяемые для подъема беседок (люлек), должны быть изготовлены из каната, рассчитанного на подъем груза, соответствующего весу беседки (люльки) с находящимися на ней людьми и имеющего 12-кратный запас прочности.
На горденях, применяемых для подъема беседок (люлек), должны быть закреплены бирки с указанием даты испытания.
Перед каждым использованием в работе гордени и беседки (люльки) подвергаются визуальному осмотру руководителем работ в присутствии исполнителей работ.
Подмости и рештования, предназначаемые для производства работ на высоте или за бортом, должны изготавливаться по чертежам, специально разработанным конструкторским отделом (бюро) судовладельца или судоремонтной организации.
Спускать (поднимать, переносить) к месту проведения работ беседки (люльки) следует без людей. Инструмент, материалы, приспособления, используемые в работе, подаются работнику в таре на лине.
Страховочная система должна крепиться за судовые конструкции, не имеющие острых кромок. Не допускается крепление страховочной системы за любые элементы леерного ограждения, трубопроводы, элементы электротрасс, фундаменты и детали судового оборудования. У работающего на высоте или за бортом натяжение страховочной системы не должно стеснять движений работающего.
Спасательный жилет должен надеваться перед входом в беседку (люльку) и сниматься после выхода из беседки (люльки) на палубу.
Инструменты, используемые при работе на высоте, должны быть прикреплены штертом к страховочной привязи работающего. Раскладывать инструменты на рабочем месте на высоте или оставлять их там запрещается.
Перед началом работ на высоте на расстоянии, которое указано в технической документации завода-изготовителя как представляющее опасность поражения организма человека излучением электромагнитных полей высоких и сверхвысоких частот радиоантенн, руководитель работ обязан обеспечить отключение источников излучения электромагнитных полей до окончания этих работ.
Выполнение отдельных кратковременных работ допускается при нахождении работника на вертикальном трапе или скоб-трапе с креплением страховочным стропом страховочной привязи за прочные судовые конструкции.
Не допускается одновременного проведения работ на высоте или за бортом на разных уровнях в одной вертикальной плоскости.
При производстве работ за бортом не допускается проворачивание гребного винта. На пультах управления главным двигателем, на валоповоротном устройстве должны быть вывешены таблички с надписью «Не включать! Работают люди».
У места производства работ за бортом должен находиться спасательный круг с линем длиной не менее 30 м.
Не допускается проведение работ за бортом:
на ходу судна;
между бортами стоящих лагом судов;
с рабочего плота при неблагоприятных метеоусловиях;
между бортом судна и причалом.
При работах, выполняемых на высоте или за бортом, должны применяться полипропиленовые или пеньковые пропитанные канаты. Запас прочности таких канатов должен быть не менее 12-кратного от расчетного усилия разрыва.
Канаты, предназначенные для обеспечения работ на высоте или за бортом, должны храниться в сухом помещении, не должны подвергаться нагреву, превышающему допустимые нормы, а также воздействию каких-либо химических препаратов. Использование этих канатов в других целях не допускается.
Перед каждым использованием для работы на высоте или за бортом канаты должны подвергаться наружному визуальному осмотру. Результаты осмотра заносятся в журнал учета осмотров грузозахватных приспособлений.
Не допускается использование канатов для работы на высоте или за бортом, если:
имеется равномерное разрушение по всей длине фибриллированных пленочных нитей в количестве, превышающем 10 процентов от общего количества их в новом канате (для полипропиленовых канатов);
имеются равномерные поверхностные поджоги на общей длине, превышающей 1/3 длины каната (для полипропиленовых канатов);
разорвана (перепрела) хотя бы одна прядь каната;
истек срок проверки;
имеются следы плесени или запах гнили.
При работах за бортом, выполняемых с рабочей шлюпки, плота:
1) до подготовки рабочего плота или рабочей шлюпки к спуску руководитель работ должен информировать вахтенного помощника капитана и вахтенного механика о предстоящих работах;
2) спуск рабочего плота (рабочей шлюпки) производится с разрешения капитана судна либо лица, его замещающего, под непосредственным руководством руководителя работ;
3) вахтенный помощник капитана должен обеспечить непрерывное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, немедленно оповещать руководителя работ об их изменении. В случаях возникновения опасности для работающих на плоту или в рабочей шлюпке руководитель работ принимает меры к прекращению работ и возвращению людей на судно;
4) до спуска плота на воду руководитель работ должен проверить исправность понтонов, настилов, леерных ограждений, стоек, лесов и наличие на плоту спасательного круга с линем длиной не менее 30 м;
5) леерное ограждение плота должно иметь поручень и два промежуточных леера. Расстояние между стойками леерного ограждения должно быть не более 1500 мм, верхний и промежуточные леера должны быть жесткой конструкции;
6) спуск и подъем рабочего плота и рабочей шлюпки должны производиться без нахождения на них людей;
7) спуск людей на рабочую шлюпку (рабочий плот) должен производиться с забортного трапа. При невозможности использовать для этой цели забортный трап спуск людей может быть осуществлен по штормтрапу с обязательным применением предохранительного пояса со страховочным канатом;
8) для обеспечения спуска людей по штормтрапу, обеспечения работ с рабочего плота (рабочей шлюпки) должен выставляться наблюдающий, который должен безотлучно находиться у борта судна в месте, пригодном для визуального наблюдения за работающими на рабочем плоту (рабочей шлюпке). Наблюдающий должен иметь радиостанцию для оперативной связи с вахтенным помощником капитана (руководителем работ);
9) спуск (подъем) людей на плот (рабочую шлюпку) должен производиться под непосредственным наблюдением руководителя работ;
10) члены экипажа судна перед спуском на рабочий плот (рабочую шлюпку) должны надеть спасательные жилеты, защитные каски и находиться в них до возвращения на борт судна;
11) при необходимости перешвартовки рабочего плота (рабочей шлюпки) наблюдающий должен оповестить об этом руководителя работ, который должен организовать выполнение перешвартовки, следить за креплением швартовов на борту судна;
12) перешвартовка рабочего плота (рабочей шлюпки) при отсутствии на нем людей может производиться с применением судовых швартовных механизмов, а при нахождении на нем людей – только вручную. При этом люди, находящиеся на рабочем плоту, должны сидеть на настиле плота, в рабочей шлюпке – на банках шлюпки;
13) работающим на рабочем плоту или в рабочей шлюпке запрещается самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное ограждение плота;
14) подача на рабочий плот (рабочую шлюпку) груза (инструмента, оснастки, материалов) должна выполняться с помощью растительного или синтетического линя. Работающие на плоту (в шлюпке) при этом должны находиться в стороне от места укладки груза и подавать соответствующие команды;
15) при выполнении работ с применением пневматического инструмента необходимо страховать его от падения с помощью страховочного конца, второй конец которого закрепляется за прочные конструкции судна;
16) при выполнении забортных работ запрещается производить откачку воды и продувание по трубопроводам, выходящим из борта в районе проведения работ. На пусковом устройстве соответствующего механизма должна быть вывешена предупредительная табличка с надписью «Не включать! Работают люди».
Требования охраны труда при грузовых работах
К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам производства работ, имеющие удостоверение на право обслуживания грузоподъемных устройств.
Работать с грузовым устройством можно лишь тогда, когда грузовые лебедки (или кран), их тормозное устройство, грузозахватные приспособления и такелаж проверены и исправлены.
При работе со стрелами необходимо:
– оттяжки стрелы травить или выбирать постепенно и своевременно, чтобы стрела не налилась в стороны;
– при подъеме или спуске стрелы топенантом следить, чтобы ходовой конец топенанта был прочно закреплен на барабане лебедки;
– при креплении или отдаче грузового стопора следить, чтобы не травился топенант.
При открытии и закрытии грузовых люков необходимо:
– люковые брезенты аккуратно складывать в стороне от люка, чтобы они не мешали грузовым операциям;
– снимать и укладывать лючины необходимо вдвоем, начиная с середины люка, постепенно со всех рядов и укладывать их в устойчивые штабели к фальшборту, лючины должны быть промаркированы;
– при укладывании необходимо следить, чтобы лючины плотно подходили к своему месту, по номерам, указанным на них;
– после открытия люка немедленно установить ограждение высотой не менее 1 м, если высота комингсов менее 0,75 м;
– соблюдать осторожность при подъеме и опускании крышек металлических люковых закрытий при помощи домкратов и рычагов;
– крышки в открытом состоянии должны быть обязательно взяты на стопора;
– нахождение лиц между комингсами соседних люков в момент открытия, закрытия крышек ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Во время производства грузовых операций ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– стоять под грузовой стрелой или стрелой крана;
– стоять на палубе или на линии движения груза;
– находиться в трюме на просвете люка, спускаться в трюм или подниматься из него при подъеме или спуске груза;
– спускаться в трюм или подниматься из него на грузовом шкентеле;
– направлять шкентель руками во время работы лебедки.
Подъем груза и спуск его в трюм должны сопровождаться окриком «Берегись».
Запрещается пользоваться стропами, не имеющими бирки, кольца или клейма с указанием допустимой нагрузки, грузоподъемности, а также сильно коррозированными, деформированными стропами, с перебитыми прядями, имеющими более 10 процентов оборванных проволочек и сращенными стропами.
Съемные бимсы нужно укладывать к фальшборту, не загромождая прохода. Снимать их только специальными стропами. При раскантовке бимсов пользоваться оттяжками. Запрещается браться за торцы бимсов при заводке их в гнезда.
Производить погрузку или выгрузку груза при частично снятых и незакрепленных бимсах ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Механические люковые закрытия должны быть закреплены в открытом положении специальными устройствами.
Спускаться в трюм и подниматься из него можно только по одному, держась за поручни обеими руками.
Спускать груз в трюм и поднимать его из трюма разрешается только по сигналу, поданному сигнальщиком или руководителем грузовых работ.
Стропить груз следует, только зная его вес. Стропы нужно накладывать без узлов и перекруток. На острые углы грузов необходимо подкладывать деревянные прокладки или маты. Стропы должны иметь такую длину, чтобы угол между ними не превышал 90 градусов. Кольца и петли стропы должны свободно надеваться на гак.
Поднимать грузы из трюма и подавать их и с него разрешается только при вертикальном положении тросов. Оттягивать и раскачивать груз для подачи под твиндек и вытаскивать его из-под комингсов люка шкентелями без канифас-блока ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Нельзя находиться внутри угла, образуемого шкентелями, проходящими через канифас-блок. При закладке канифас-блока нужно убедиться, надежно ли он закреплен и хорошо ли закрыта откидная часть щеки.
При ручной перекатке бочек следует идти только сзади, не берясь за них со стороны торцов. Выбирать и укладывать бочки разрешается только послойно. В штабель бочки можно укладывать на торец или боковую поверхность с прокладками. Бочки с жидкостью нужно устанавливать пробками вверх, обязательно подклинивая при укладке лежа крайние бочки каждого ряда.
Грузить и выгружать тяжеловесы и длинномеры можно только под руководством старшего помощника капитана. Остропку их нужно производить двойным охватом с применением прокладок, предупреждающих выскакивание груза.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ допускать лиц с плохим слухом к грузовым работам.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ допуск посторонних лиц к люкам. На судах, предназначенных для перевозки пассажиров, места производства грузовых работ должны быть ограждены леерами, на которых вывешивается надпись «ПРОХОД ВОСПРЕЩЕН».
Места производства грузовых работ – палубы, люки, лебедки, трюмовые помещения, трапы – должны иметь освещенность не менее 15 лк, если условия работы не требуют большего освещения.
Во время работы лебедки или крана ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– производить смазку механизмов и тросов;
– поправлять шкентель, снимать руку с рычага пускового устройства.
После окончания грузовых работ приводы грузовых лебедок и кранов должны быть закрыты кожухами.
Требования охраны труда при проведении окрасочных и зачистных работ
При проведении подготовительных работ перед покраской (приготовление красок, добавление растворителей, очистка от ржавчины, старой краски, в том числе и травление едкими щелочами) необходимо надеть предохранительные очки, перчатки.
При пользовании электрическими машинками (напряжением не более 24 В) необходимо надеть диэлектрические перчатки, обратив внимание на их состояние и дату проверки.
Пневмоинструментом можно пользоваться лицам, знающим безопасные приемы работы с ним, и при наличии ограждающего кожуха.
Окраску с лесов можно выполнять при наличии ограждений на лесах, соблюдая все меры предосторожности.
При окраске бортов корпуса с плотика необходимо надеть спасательный жилет.
Не разрешается оставаться длительное время в только что окрашенном помещении.
Пользоваться для окрасочных работ краскораспылителями можно, только зная их устройство и правила эксплуатации. До начала работ с краскопультом нужно получить инструктаж от руководителя работ и установить, произведено ли опробование аппарата. Аппараты испытываются на гидравлическое давление, в 1,5 раза превышающее рабочее. Пользование респираторами обязательно. Если краска содержит едкие вещества, свинец, необходимо работать в противогазе «ПШ-1» или «ПШ-2», а также при работающей вентиляции.
В закрытых помещениях производить окраску этиленовыми и свинцовыми красками можно только кистями. Красить этими красками жилые и санитарно-бытовые помещения ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Должна быть обеспечена хорошая вентиляция, а если она недостаточна, необходимо работать в противогазе «ПШ-2».
Зачистку цистерн от остатков жидкого топлива и масел можно производить только после специальной промывки, пропаривания и проветривания, а в помещениях двойного дна, балластных и водяных танках – после тщательного проветривания и получения письменного допуска как на работы с повышенной опасностью. Входить в цистерны и танки можно только по разрешению производителя работ в спецодежде и шланговом противогазе. Работать без противогаза можно только в тех помещениях, где отсутствуют вредные пары и газы и имеется достаточное количество кислорода. У горловин и лазов должен неотлучно находиться дежурный, который держит связь с работающими. Связь осуществляется через страхующий конец, которым должен обвязаться работающий внутри танка.
5.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).
5.2.1. Работник должен применять исправные оборудование и инструмент, сырье и заготовки, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. При производстве работ по выполнению технологических (рабочих) операций быть внимательным, проявлять осторожность.
5.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.
5.3.1. Боцман должен поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
5.4. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
5.4.1. При ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя, обратиться в ближайший здравпункт.
5.5. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
5.5.1. Работник обязан:
эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ; вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.
6. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
6.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.
6.1.1. При выполнении работ судовым боцманом возможно возникновение следующих аварийных ситуаций:
повреждения и дефекты в конструкции судна, по причине физического износа, аварии, истечения срока эксплуатации;
поражение электрическим током, по причине неисправности электроприборов;
технические проблемы с оборудованием, по причине высокого износа оборудования;
возникновение очагов пожара, по причине нарушения требований пожарной безопасности.
6.2. Действия работника при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
6.2.1. При нарушении установленного режима работы лебедки немедленно остановить лебедку, опустив при этом груз, доложить руководителю работ.
6.2.2. В случае возникновения пожара на судне доложить по переговорной сети о случившемся и немедленно приступить к тушению всеми имеющимися под руками средствами.
6.2.3. При нарушении изоляции электропровода, его искрении, а также при легком ощущении тока немедленно сообщить вахтенному помощнику капитана.
6.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
6.3.1. При несчастном случае, микротравме необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
6.3.2. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем - шину.
6.3.3 При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении - наложить жгут.
6.3.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
6.4. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
7. Требования охраны труда по окончании работы
7.1. Порядок отключения, оборудования.
7.2.1. По окончании швартовных операций все лишние тросы должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены.
7.2.2. При стоянке у причала или на рейде якорь-цепи закрепить дополнительным стопорным устройством.
7.2.3. После окончания грузовых работ приводы грузовых лебедок и кранов должны быть закрыты кожухами.
7.2. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования.
7.2.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование, убрать инструменты, инвентарь, другие рабочие материалы на отведенные для них места, при необходимости закрепив их по-походному.
7.2.2. Закрыть все люки и проемы штатными крышками, произвести уборку рабочего места, где можно, снять временные ограждения и знаки безопасности.
7.3. Порядок уборки рабочего места.
7.3.1. После окончания работ убрать рабочее место и привести в порядок используемое в работе оборудование.
7.4. Требования соблюдения личной гигиены.
7.4.1. По окончанию работ работник должен вымыть руки теплой водой с мылом.
7.5. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
7.5.1. Об окончании работы и всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.