Скачать Инструкция по охране труда для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж-д

Тип: Инструкция по охране труда, Инструкция по профессии

Дата добавления: 19.03.2025 г.

Размер файла: 32,32 KB

Файл: docx

Скачиваний: 3

Для скачивания документа нажмите на кнопку скачать. Скачивание начнется автоматически.

Скачивание документов доступно только для зарегистрированных пользователей.

Вход на сайт

Зарегистрироваться | Восстановить пароль

Или войти в 1 клик через:

Получить комплект документации на 2025 год (Более 190 документов ЛНА, 44 чек листа, 46 форм наряд допусков и образцов заполнения к ним).

Предварительный просмотр текста документа
Инструкция по охране труда для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д
1. Область применения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования по обеспечению безопасных условий труда для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д ООО «Альфа».
1.2. Настоящая инструкция по охране труда для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д разработана на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:
1) изучения работ бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д;
2) результатов специальной оценки условий труда;
3) анализа требований профессионального стандарта бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д.
1.3. Выполнение требований настоящей инструкции обязательны для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д ООО «Альфа» при выполнении им трудовых обязанностей независимо от их квалификации и стажа работы.
2. Нормативные ссылки
2.1. Инструкция разработана на основании следующих документов и источников:
2.1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
2.1.2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем";
2.1.3. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н;
2.1.4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 года n 40 Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
2.1.5. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 835н;
2.1.6. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Приказ Минтруда от 28.10.2020 № 753н.
3. Общие требования охраны труда
3.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда для бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д.
3.2. Бригадиру по текущему содержанию и ремонту ж/д необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
3.3. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
- медицинский осмотр;
- вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
- обучение по охране труда, в том числе, обучение и проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ;
- обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме соответствующей группы по электробезопасности;
- обучение по оказанию первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве, микроповреждениях (микротравмах), произошедших при выполнении работ;
- обучение и проверку знаний по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
- стажировку на рабочем месте (продолжительностью не менее 2 смен);
- обучение мерам пожарной безопасности;
- допущенные в установленном порядке к самостоятельной работе.
3.4. Бригадир по текущему содержанию и ремонту ж/д должен иметь соответствующую группу по электробезопасности.
3.5. Бригадиру по текущему содержанию и ремонту ж/д необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
3.6. Бригадир по текущему содержанию и ремонту ж/д обязан правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции; использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
3.7. При выполнении работ должны соблюдаться требования пожарной безопасности.
3.8. Бригадир по текущему содержанию и ремонту ж/д должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
3.9. Бригадир по текущему содержанию и ремонту ж/д должен:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
- выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
- знать нахождение первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
3.10. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
3.11. При нахождении на железнодорожных путях бригадир по текущему содержанию и ремонту ж/д должен соблюдать следующие требования безопасности:
- переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
- соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
- следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;
- переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав;
- проходить вдоль путей по обочине или по середине широкого междупутья (по служебным маршрутам или технологическим проходам), обращая внимание на движущейся по смежным путям подвижной состав. Если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда;
- при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье необходимо осмотреть место схода на наличие посторонних предметов на междупутье и убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее, необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;
- проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, при расстоянии между автосцепками не менее 10 м, при этом проход осуществлять посередине разрыва;
- обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
- обращать внимание на показания светофоров, расположение остряков на стрелочном переводе, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
- выходя на железнодорожный путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий и других сооружений, затрудняющих видимость, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава;
- после выхода из помещения в темное время суток необходимо остановиться и выждать некоторое время пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.
3.12. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска подвижного состава;
- подниматься на подвижной состав и сходить с него, а также находиться на подножке, лестнице, переходной площадке во время его движения;
- прыгать с пассажирской (грузовой) платформы на железнодорожный путь;
- переходить путь в районе стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией;
- при пересечении пути в районе стрелочного перевода, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком крестовины, в желоба крестовины и контррельсов;
- при переходе железнодорожных путей наступать на головку рельсов;
- садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
- пролезать под стоящими вагонами, через автосцепные устройства между вагонами и протаскивать инструмент;
- стоять на междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;
- находиться на территории станции, дистанции пути в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при пропуске подвижного состава;
- использование мобильных телефонов и других мультимедийных устройств при нахождении на железнодорожных путях и производстве работ;
- передвижение внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поезда на перегоне (на двухпутном или многопутном участках);
- сход членов бригады с пути в разные стороны при пропуске поезда на двухпутном или многопутном участках.
3.13. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
3.14. При пропуске работающих путевых машин необходимо отойти в сторону на следующие расстояния от крайнего рельса пути, по которому производится работа:
- путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м;
- путевого струга - на 10 м;
- машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м, противоположную выбросу снега, льда или засорителей;
- однопутных снегоочистителей - на 25 м, противоположную выбросу снега;
- рельсоочистительной машины - более 3 м от тележки с гидромониторами.
3.11. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
3.11.1. Бригадир обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.
3.15. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.
3.15.1. Бригадир обязан соблюдать режимы труда и отдыха.
3.15.2. Продолжительность ежедневной работы, перерывов для отдыха и приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа», утвержденными приказом директора ООО «Альфа» от 01.01.2021г. № 003.
3.15.3. Время начала и окончания смены, время и место для отдыха и питания, устанавливаются по графикам сменности распоряжениями руководителей подразделений.
3.15.4 Бригадир должен выходить на работу своевременно, отдохнувшим, подготовленным к работе.
3.16. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.
3.16.1. В процессе выполнения работ на бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы, профессиональные риски и опасности:
- движущийся подвижной состав;
- подвижные части оборудования;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях оборудования и инструмента;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути;
- пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- физические и нервно-психические перегрузки.
3.16.2. В качестве опасностей, в соответствии с перечнем профессиональных рисков и опасностей участка, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, при выполнении работ могут возникнуть следующие риски:
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния;
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым пола (косвенный контакт);
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара.
3.17. Перечень специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.17.1. При выполнении работ работник обеспечивается СИЗ и смывающими средствами в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам ООО «Альфа», утвержденными приказом директора от 01.09.2023г. №002
3.17.2. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.17.3. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
3.17.4. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
3.18. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.
3.18.1. При возникновении несчастного случая пострадавший должен постараться привлечь внимание кого-либо из работников к произошедшему событию, при возможности, сообщить о произошедшем начальнику отдела (для сообщения используют телефон 71-16), любым доступным для этого способом и обратиться в здравпункт (при наличии).
3.18.2. Бригадир должен немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления.
3.18.3. При обнаружении в зоне работы несоответствий требованиям охраны труда (неисправность оборудования, приспособлений, неогороженный проём, оголенные провода и т.д.) немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.
3.19. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
3.19.1. Для сохранения здоровья работник должен соблюдать личную гигиену.
3.19.2. При работе с веществами, вызывающими раздражения кожи рук, следует пользоваться защитными перчатками, защитными кремами, очищающими пастами, а также смывающими и дезинфицирующими средствами.
3.19.3. Перед приемом пищи обязательно мыть руки теплой водой с мылом.
3.19.4. Для питья употреблять воду из диспенсеров, чайников.
3.19.5. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
4. Требования охраны труда перед началом работы
4.1. Порядок подготовки рабочего места.
4.1.1. При выполнении работ в зоне движения поездов и нахождении на железнодорожных путях станций и перегонов работник должен быть одет в сигнальный жилет со световозвращающими полосами.
4.1.2. Проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений.
4.1.3. Проверить исправность оборудования, приспособлений, оснастки.
4.1.4. Проверить исправность инструмента:
- бойки (ударная часть) костыльного молотка, наддергивателя костылей и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин, заусенцев и наплывов металла;
- рукоятки костыльного молотка и декселя (топора для затески шпал) должны быть (изготовленные из сухой древесины твердых лиственных пород березы, дуба, клена, ясеня, рябины, кизила) без сучков и косослоя, иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин и заусенцев;
- клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши);
- рукоятки (черенки) лопат должны прочно закреплены в держателях, причем выступающая часть рукоятки должна быть срезана наклонно к плоскости лопаты. Рукоятки лопат должны изготовляться из древесины без сучков и косослоя или из синтетических материалов;
- путевой гаечный ключ не должен иметь отогнутых губок, лом костыльный - деформированных рожков;
- воздушные резиновые шланги пневматического инструмента не должны иметь повреждений, должны быть надежно закреплены на штуцерах для присоединения к пневматическому инструменту и воздушной магистрали. Не допускается применение проволоки вместо стяжных хомутиков для закрепления шлангов на штуцерах. Штуцеры должны иметь исправные грани и резьбы, обеспечивающие прочное и плотное присоединение шланга к пневматическому инструменту и воздушной магистрали. Рабочая часть вставного сменного инструмента (сверл, отверток, ключей и т.п.) не должна иметь трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов, а хвостовики должны быть плотно пригнаны, правильно отцентрированы и плотно входить в буксу пневматического инструмента;
- защитные кожуха абразивного круга шлифовальной машины и абразивного диска рельсорезного станка должны быть исправны и надежно закреплены;
- электрифицированный инструмент не должен иметь повреждений кабеля, штепсельной вилки, изоляционных деталей корпуса, рукоятки, крышек щеткодержателей и защитных кожухов.
4.2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).
4.2.1. Перед началом работы работник обязан проверить исправность и комплектность исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов).
4.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования.
4.3.1. Перед началом работы работник обязан надеть положенные спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, предварительно проведя их осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ.
4.3.2. При выявлении несоответствий проинформировать непосредственного руководителя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже.
4.4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
4.4.1. Путевые домкраты, сверлильные машинки, рельсорезки, рельсоразгонщики должны быть проверены, заправлены маслом и смазаны.
4.4.2. Проверить наличие и достаточность деталей, материалов и пр., их качество.
4.4.3. Проверить рабочие места на соответствие требованиям охраны труда:
- произвести осмотр, что нет загромождений и все лишние предметы убраны;
- проверить состояние площадки (отсутствие ям, скользкости и др.);
- проверить подходы к рабочим местам, пути эвакуации;
- проверить наличие и исправность ограждений и предохранительных устройств;
- проверить наличие сигнальных средств;
- проверить достаточность освещения рабочей зоны;
- проверить наличие противопожарных средств, аптечки;
- проверить наличие предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);
- установить последовательность выполнения операций.
4.4.4. Обо всех замеченных недостатках и неисправностях немедленно сообщить работнику, ответственному за устранение выявленных нарушений, либо своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
4.4.5. Обеспечить безопасность и осуществить допуск к работе непосредственных подчиненных лиц:
4.4.5.1. Визуально проверить общее состояние работника. При подозрении на общее недомогание направить работника в медпункт. При подозрении на алкогольное опьянение принять меры по отстранению его от работы.
4.4.5.2. Проверить наличие у подчиненных спецодежды, спецобуви, СИЗ, их внешнее состояние и исправность.
4.4.5.3. Провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.
4.4.5.4. При проведении работ повышенной опасности оформить наряд-допуск в установленном порядке и провести целевой инструктаж по охране труда.
4.4.6. Осуществить проход от места сбора на место работ и обратно в стороне от пути или по обочине земляного полотна. Проход вдоль железнодорожных путей должен осуществляться:
- на станции - по маршруту служебного, технологического прохода, по широкому междупутью, по пассажирским и грузовым платформам, обочине земляного полотна (не ближе 2,5 м от крайнего рельса пути) или в стороне от железнодорожного пути. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия (предельные и пикетные столбики, водоотводные лотки и другие устройства и сооружения станционного хозяйства);
- на перегонах в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не ближе 2,5 м от крайнего рельса пути при скоростях движения поездов до 140 км/ч;
- на участках скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса.
4.4.7. При невозможности прохода на станции или перегоне в стороне от пути или по обочине земляного полотна (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) допускается проход по пути с соблюдением особой осторожности.
4.4.8. Идти следует навстречу правильного движения поездов, не забывая о возможности движения поездов по неправильному пути.
4.4.9. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.
4.4.10. На однопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров.
4.4.11. На однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой, для определения направления движения поездов и время их подхода следует руководствоваться расписанием движения поездов или выпиской из расписания.
4.4.12. В условиях плохой видимости (в кривых малого радиуса, глубоких выемках, в лесистой или застроенной местностях, а также в темное время, в туман, метель и других случаях, когда приближающийся поезд виден сигналисту на расстоянии менее 800 м), кроме того, группу ограждают два выделенных сигналиста, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком духового рожка о приближении поезда.
4.4.13. При дальнейшем ухудшении метеорологических условий прекратить движение к месту работ, с места работ и обеспечить сход работников с пути.
4.4.14. При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники должны сойти с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях движения более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса, по которому проследует поезд, за 10 мин до его прохода.
При этом сход всей группы осуществляется в одну сторону.
5. Требования охраны труда во время работы
5.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.
5.1.1. Выполнять работу в соответствии со своими должностными обязанностями:
- руководить на закрепленном участке железной дороги работами по поддержанию в исправном состоянии железнодорожного полотка, укладке, переукладке (передвижке) и ремонту железнодорожных путей, работами по очистке от снега железнодорожных путей и стрелочных переводов, пропуску паводковых вод;
- обеспечивать выдачу производственных заданий исполнителям, безопасные условия труда работников, соблюдение установленной технологии ведения работ;
- осуществлять контроль за соблюдением подчиненными правил охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины.
5.1.2. Во время работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
5.1.3. Во избежание эмоциональных перегрузок при общении с подчиненными, руководством и др. пользоваться знаниями психологии, педагогики, методами убеждения, аргументации своей позиции, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
5.1.4. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
5.1.5. Работать только в исправной спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты.
5.1.6. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приспособления, инструменты, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
5.1.7. Следить за работой оборудования, приспособлений, инструмента, периодически проводить их визуальный профилактический осмотр. Регулярно проверять надежность насадки ударных инструментов.
5.1.8. При обнаружении неисправного оборудования, инструмента, приспособлений и т.д., других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, а также возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности бригадиру следует сообщить об этом работнику, ответственному за устранение выявленных нарушений, либо вышестоящему руководителю. Не допускать к работе на неисправном оборудовании до устранения выявленных нарушений.
Работать с неисправными оборудованием, инструментом и приспособлениями, а также средствами индивидуальной и коллективной защиты запрещается.
5.1.9. Контролировать содержание в порядке и чистоте рабочих мест, не допускать загромождения материалами, деталями, инструментом, приспособлениями, прочими предметами
5.1.10. Не допускать выполнение работ:
- без получения инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
- при приближении и во время грозы;
- при наличии неисправности, указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя оборудования, при которой не допускается его применение;
- при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического освидетельствования) оборудования;
- при отсутствии или неисправности приспособлений, инструмента, контрольно-измерительных приборов;
- при пользовании инструментом, не предусмотренным технологическим процессом, на выполняемый вид работ;
- при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
- при отсутствии или неисправности заграждений, предохранительных устройств, средств сигнализации;
- при отсутствии противопожарных средств, аптечки;
- при недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним.
5.1.11. Во время работ бригадир обязан:
- расставить рабочих по фронту в соответствии с технологическим процессом и указать место, куда они должны уходить на время прохода поезда;
- следить, чтобы в зоне производства работ не находились посторонние люди;
- отвести до подхода поезда рабочих в ниши в местах, где расчистка снега произведена траншеями;
- следить, чтобы на станциях рабочие переходили пути под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава;
- следить, чтобы при переходе путей у стрелок и крестовин рабочие не наступали на рельсы, не ставили ноги между рамными рельсами и остряками, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;
- не допускать перебегания рабочих через пути перед приближающимся составом или локомотивом, а при обходе вагонов, стоящих на пути, не допускать пересечения этого пути ближе 5 м от крайнего вагона; проход между вагонами разрешается при расстоянии между ними не менее 10 м;
- предупреждать рабочих о том, чтобы при переходе через путь перед стоящим составом они помнили о возможности приведения состава в движение и о движении поездов по соседнему пути, а при выходе на путь из-за стрелочных постов и других зданий, ухудшающих видимость, предварительно убедились в отсутствии движущегося состава по нему;
- не разрешать рабочим пролезать под вагонами и протаскивать под ними инструмент и материалы, а также переходить пути по сцепным приборам и между близко стоящими вагонами;
- следить, чтобы рабочие не садились на рельсы, концы шпал и балластную призму;
- не допускать, чтобы при производстве работ на закрытом пути люди находились на междупутье при проходе поезда по соседнему пути;
- следить, чтобы при работе на централизованных стрелках между отведенным остряком и рамным рельсом или между подвижным сердечником и усовиком против тяг электропривода закладывался деревянный вкладыш;
- организовать в случае приближения грозы, пыльной бури, урагана укрытие рабочих по возможности в закрытых помещениях.
5.1.12. Запрещается: приступать к работам до ограждения сигналами препятствия или места производства работ, опасного для движения; снимать сигналы, ограждающие препятствие или место производства работ, до устранения препятствия, полного окончания работ, проверки состояния железнодорожного пути, контактной сети и соблюдения габарита.
5.1.13. При производстве работ на железнодорожном пути, в том числе развернутым фронтом, а также на кривых участках малого радиуса, в выемках и других местах с плохой видимостью сигналов и на участках с интенсивным движением поездов руководитель работ обязан установить связь (телефонную или по радио) с сигналистами. Сигналисты и руководители работ должны иметь носимые радиостанции, при необходимости могут использоваться устройства мобильной радиосвязи.
Не допускается производство работ при отсутствии связи между руководителем работ и сигналистами.
5.1.14. Во избежание обморожения при сильных морозах нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту).
5.1.15. Производство работ на мостах, в тоннелях и на предпортальных участках тоннелей в темное время суток без достаточного освещения запрещается.
5.1.16. Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах, летом от перегрева бригадир пути должен пользоваться регламентированными перерывами на обогрев для себя и для рабочих. Регламент таких перерывов определяется внутренним трудовым распорядком.
5.1.17. При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей, у себя и рабочих.
5.1.18. На работах, связанных с загрязнением рук, трудно смываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, химическими веществами раздражающего действия бригадиру в установленном порядке должны выдаваться мыло, защитные, регенерирующие восстановительные кремы и очищающие пасты для рук.
5.1.19. С приближением грозы путь в месте проведения работ следует привести в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поездов, после чего все работники должны уйти с пути.
5.1.20. При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы. При наличии мобильного телефона - отключить.
5.1.21. При работе в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях, бригадира по текущему содержанию и ремонту ж/д должны быть внимательны к сигналам, подаваемым сигналистами, и знать, куда нужно уходить с пути при приближении поезда.
5.1.22. При производстве работ в технологическое "окно" в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки на одном из путей двухпутного участка сигналисты, охраняющие петарды, подают сигналы рожком о подходе поезда по соседнему пути. Бригадир дает распоряжение о прекращении работ на междупутье и об уходе с него.
5.1.23. Во время производства работ необходимо следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами, а новые и старые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.
5.1.24. Соблюдать нормы перемещения тяжестей вручную.
5.1.25. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
5.1.26. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, бригадиру следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
5.1.27. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
5.1.28. Во время работы с персональным компьютером и другой офисной техникой для оформления документации запрещается:
- прикасаться к движущимся частям оборудования;
- прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;
- производить переключение разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
- работать при снятых и поврежденных кожухах оборудования;
- загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
- касаться элементов оборудования влажными руками;
- включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование.
5.1.29. Соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе.
5.1.30. Соблюдать правила пожарной безопасности, требования настоящей инструкции, др. локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
5.1.31. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства предприятия, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, а также предписания представителей органов государственного надзора.
5.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).
5.2.1. Работник должен применять исправные оборудование и инструмент, сырье и заготовки, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. При производстве работ по выполнению технологических (рабочих) операций быть внимательным, проявлять осторожность.
5.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.
5.3.1. Бригадир должен поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
5.3.2. Отходы следует своевременно удалять с рабочего места.
5.3.3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения коробками, сумками, папками, книгами и прочими предметами.
5.4. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
5.4.1. При ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя, обратиться в ближайший здравпункт.
5.5. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
5.5.1. Работник обязан:
эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ; вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.
6. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
6.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.
6.1.1. При выполнении работ бригадиром возможно возникновение следующих аварийных ситуаций:
повреждения и дефекты в конструкции зданий, по причине физического износа, истечения срока эксплуатации;
поражение электрическим током, по причине неисправности электроприборов;
технические проблемы с оборудованием, по причине высокого износа оборудования;
возникновение очагов пожара, по причине нарушения требований пожарной безопасности.
6.2. Действия работника при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
6.2.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
6.2.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
6.2.3. В случае возгорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.
6.2.4. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем - шину.
6.2.5. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении - наложить жгут.
6.2.6. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
6.2.7. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
6.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
6.3.1. При несчастном случае, микротравме необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
6.3.2. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем - шину.
6.3.3 При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении - наложить жгут.
6.3.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
6.4. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
7. Требования охраны труда по окончании работы
7.1. Порядок приема и передачи смены.
7.1.1. Выключить используемое оборудование.
7.1.2. Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, убрать в отведенное для их хранения место.
7.2. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования.
7.2.1. Закончить работу, принять результаты работы подчиненных лиц. Осмотреть состояние рабочей зоны.
7.2.2. Привести в порядок рабочее место, убрать документацию.
7.2.3. Инструмент, приспособления, инвентарь, оборудование и др. должны быть убрать в предназначенные для их хранения места.
7.3. Порядок уборки рабочего места.
7.3.1. После окончания работ убрать рабочее место и привести в порядок используемое в работе оборудование.
7.4. Требования соблюдения личной гигиены.
7.4.1. По окончанию работ работник должен вымыть руки теплой водой с мылом.
7.5. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
7.5.1. Об окончании работы и всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
7.6. Выйти с территории предприятия через проходную.